В Санкт-Петербурге 22 июня продолжит работу ежегодный международный экономический форум. Накануне на заседании форума выступил президент России Владимир Путин, и в его выступлении прозвучали как успокаивающие слова для инвесторов, так и предостережение оппонентам Кремля, выходящим на марши протеста.
По программе форума речь Владимира Путина должна была начаться в два часа дня, но тем, кто собрался в зале пленарного заседания, чтобы послушать президента России, пришлось подождать его еще около сорока минут после назначенного времени. Наконец Владимир Путин появился, и его речь была достаточно скупой на новости. Он говорил о целях, которые ставит себе в экономике российская власть, подтверждая по сути то, что в ближайшее время нефть и газ не перестанут быть основными источниками доходов российского бюджета. Впрочем, доходы будут получены и от нового этапа приватизации государственного имущества, описывая который, Путин традиционно вспомнил 90-е годы недобрым словом:
– План приватизации федерального имущества утвержден. Он будет исполняться. Но сразу же хочу подчеркнуть: это должна быть принципиально другая приватизация, не имеющая ничего общего с практикой залоговых аукционов и прочих сомнительных сделок, широко применявшихся в 90-е годы, когда государственные активы, созданные предыдущими поколениями наших граждан, приобретались за счет близости к административному ресурсу, за счет близости к власти по явно заниженной стоимости, а часто одновременно и за государственные же деньги.
Президент России объявил также, что теперь бизнес получит своего официального омбудсмена – им станет председатель бизнес-объединения «Деловая Россия» Борис Титов.
О демократии и гражданском обществе Владимир Путин говорил в самом конце своей речи, и его слова прозвучали как некое предупреждение:
– Задача любых преобразований – это, конечно, новое качество жизни для людей, новые возможности для граждан, безопасность и уверенность в будущем. А это значит, что каждый, хочу подчеркнуть, каждый, кто претендует на то, чтобы заниматься политикой, кто считает себя политиком, обязан выражать свою позицию исключительно в рамках закона. Жажда перемен – это безусловно двигатель прогресса, но она становится контрпродуктивной и даже опасной, если ведет к разрушению гражданского мира и самого государства, – заявил Владимир Путин.
Несмотря на такое предупреждение, Алексея Кудрина, присутствовавшего на форуме в его родном городе в качестве представителя Комитета гражданских инициатив, слова президента порадовали:
– Мне кажется, сегодня был получен сигнал о том, что необходимо взаимодействие с гражданским обществом. Утверждать, что что-то последует в реальной жизни и в конкретных событиях в политической системе нашей страны или реагирования власти на позицию гражданских групп, гражданскую активность населения – я этого еще не чувствую. Тем не менее, сигнал очень хороший, – уверен Алексей Кудрин.
Однако депутат Госдумы от «Справедливой России» Оксана Дмитриева считает, что Владимир Путин упомянул про гражданское общество просто так, для проформы:
– Про гражданское общество, мне кажется, было сказано так в качестве знака инвестору, что все у нас хорошо, и деньги мы вам давать будем в виде доходов от углеводородов, экспорта, и приватизировать мы будем, и вы можете в этом участвовать, и гражданское общество у нас будет, – полагает Оксана Дмитриева.
Но даже если о демократии Путин говорил исключительно для инвесторов, то намек на то, что с самыми активными своими критиками государство церемониться не будет, был явно направлен тем, кто не намерен отказываться от маршей миллионов и прочих оппозиционных гуляний.