Это ты написал про ливийцев в Сирии?», - спрашивает меня Омар Килани (Omar Kilani), бывший член Национального совета Сирии, а теперь - рядовой оппозиционер. Он имеет в виду статью, опубликованную в декабре в газете ABC, в которой говорилось о присутствии ливийских повстанцев в Джабаль аль-Завийа, что на севере Сирии, свидетелем чему был автор этих строк.
Получив утвердительный ответ, он продолжает осыпать меня обвинениями и угрозами: «Я знал, что ты - шпион! Откуда ты знаешь, что они - ливийцы? А если я скажу тебе, что я - американец, ты так и напишешь?», - разъяренно восклицает Килани. Обстановка становится напряженной, и мы уходим. Как пояснил нам другой оппозиционер, проблема заключается в том, что группа повстанцев, с которыми корреспонденты газеты АВС встречались в сентябре, продолжает утверждать, что эпизода с ливийцами никогда не было, хотя этот факт был подтвержден также французской журналисткой Эдит Бувье (Edith Bouvier), впоследствии получившей ранение в Хомсе. Она тоже присутствовала на той встрече. Тем не менее, репортаж АВС впоследствии был использован сирийским режимом в поддержку своего заявления о том, что действия оппозиции – не более чем заговор, организованный исламскими экстремистами из-за рубежа.
Но произошедший инцидент наглядно показывает, что в Сирии, как и на любой войне, противоборствующие стороны более заинтересованы в пропаганде, чем в объективной информации. Из-за невозможности свободного перемещения журналистов по стране, независимое освещение конфликта тоже стало невозможным. Теракты в Дамаске и других городах, массовые убийства, подобные тем, что произошли в апреле нынешнего года в городе Хуле или в Тремсехе на прошлой неделе, неизменно вызывают взаимные обвинения враждующих сторон, которые зачастую нельзя проверить.
Читайте также: Россия и Сирия: Cherchez la femme!
Обработка сознания
Как заверяют некоторые журналисты, покинувшие Сирию, правительственные СМИ пытаются преподнести происходящие события так, как это выгодно правящему режиму. Юнис Алюсеф, репортер государственного телеканала Ad-Dunia, бежавший в Египет в декабре прошлого года, в качестве примера приводит жуткий эпизод, произошедший на сахарном заводе в Йиср аль-Шугуре (Yisr Al Shugur). «Поступали сообщения об изнасилованиях, о том, что офицеры заставляли женщин ходить обнаженными. На следующий день мы направились туда, чтобы опровергнуть эти сообщения», - рассказал Алюсеф в интервью телекомпании CNN. «Они выстроили работавших на сахарном заводе женщин по одну сторону, не обращая внимания на то, что происходило на другой. Мы вели съемки так, будто все было совершенно нормально, но другая часть здания была полностью выжжена. Некоторые мужчины были в крови, а пленных пытали и избивали. Кому-то из них врачи оказывали помощь», - заявил он. То же самое утверждает Гатан Слейба (Ghatan Sleiba), журналист телеканала Al-Ijbariya, две недели тому назад бежавший в Турцию. По его утверждениям, этот телеканал заранее готовит свидетельства граждан, у которых берут интервью. «Перед интервью мы беседуем с людьми. Сирийские граждане весьма слабо осведомлены и не знают, что ответить. Мы подсказываем им то, что они должны говорить перед телекамерами, чтобы получился наилучший репортаж», - рассказывает Слейба. «Например, мы просим интервьюируемых, чтобы они заявили о своей неизменной поддержке Башара Асада. Мы делаем это, чтобы доставить удовольствие власти, которая за нами наблюдает», - заявил журналист в интервью радио BBC. Штаб-квартира телеканала Al-Ijbariya подверглась нападению группы боевиков, убивших шестерых сотрудников и взявшей в заложники еще девятерых. Ответственность за нападение впоследствии взял на себя Фронт спасения народов Востока Аль-Нусра, исламская экстремистская организация, связанная с «Аль-Каидой».
Больше всего страдает правда
Но и сведениям оппозиционеров тоже полностью доверять нельзя. Многие сирийские граждане героически рисковали жизнью, чтобы запечатлеть на видеокамеры акции протеста и столкновения, а затем передать отснятый материал представителям международной прессы. Однако, при ближайшем рассмотрении многие из этих видеосюжетов оказались неточными, если не полностью сфабрикованными. Взять хотя бы изображения, на которых, согласно выложившим их в интернет оппозиционерам, был изображен вертолет, якобы захваченный у сирийской армии. Но впоследствии выяснилось, что этот летательный аппарат находился в одном из военных музеев на Украине.
Также по теме: Совбез ООН осудил Дамаск за бойню в Хуле
«Мы предприняли немало усилий по сбору информации, но далеко не все, что мы передаем в прессу, соответствует действительности. Некоторые пропагандистские акции оказались очень успешными», - заявил недавно ABC глава стамбульского отделения сирийской оппозиционной организации, имеющей хорошие контакты с международной прессой. То же самое происходит и с сообщениями о количестве убитых мирных граждан. Хотя правозащитные организации, подобные Сирийскому наблюдательному совету по правам человека (СНСПЧ), доказали свой профессионализм и осторожность при передаче сведений СМИ, определенных накладок все же избежать не удается. Мировая пресса часто ссылается на слова некоего Рами Абдель Рахмана (Rami Abdel Rahman), представителя СНСПЧ в Лондоне. Но дело в том, что такого человека не существует: как недавно вынуждены были признать сотрудники СНСПЧ, это лишь псевдоним, коллективно используемый ими для защиты своих источников информации. Кроме того, СНСПЧ ежедневно подсчитывает количество погибших по всей стране, которое, по данным этой организации, уже превысило 17,000 человек, в том числе - более 11,800 мирных жителей. Но по признанию активистов СНСПЧ, к этим «мирным» жителям относятся и члены вооруженных групп, не имеющие специального военного образования, которых, соответственно, нельзя включить в разряд «дезертиров».
План по восстановлению мира в Сирии, предложенный спецпредставителем ООН и Лиги арабских государств Кофи Аннаном, в качестве одного из условий называет свободное перемещение журналистов по территории страны. До тех пор, пока этот требование не будет выполнено, информация о развитии конфликта по-прежнему будет зависеть от того, что заявляют обе стороны. А их заявления зачастую являются чистой пропагандой.