Марисса Майер, долгое время бывшая одним из топ-менеджеров Google, возглавит Yahoo. 37-летней Майер теперь предстоит выполнить смертельный номер - оживить чахнущую компанию.
«Меня ожидает множество дел, и я не могу дождаться начала работы», - подчеркнула Майер в официальном заявлении. Несмотря на эту готовность вступить в новую должность, она сильно рискует.
Майер была 20-м по счету сотрудником, пришедшим в Google, и стала одним из ключевых управленцев компании. Она пять лет отвечала за поисковые продукты и пользовательский интерфейс, а позднее стала отвечать за карты и геолокационные сервисы. В 2010 году Майер вошла в элитный управляющий комитет Google.
Личное состояние Майер, которое она нажила благодаря имевшимся у нее еще до IPO акциям Google, позволило ей купить пентхаус в Сан-Франциско над отелем Four Seasons, дом в респектабельном Пало-Альто и отпраздновать роскошную свадьбу, статья о которой появилась в журнале Vogue. Без всякого сомнения, она могла остаться в Google или вообще прекратить регулярную работу и жить при этом вполне комфортно. Острой необходимости заниматься возрождением Yahoo у нее нет.
Читайте также: Алгоритм таланта в Google
«Марисса многое сделала для наших пользователей, - заявил глава Google Лари Пейдж (Larry Page), - Нам будет не хватать ее талантов».
К концу 2011 года влияние Майер в компании стало уменьшаться. Как сообщало агентство Reuters, она оказалась в числе управленцев, выведенных из состава управляющего комитета. В прошедшем июне она не появилась на конференции Google I/O, на которой в прошлые годы выступала с докладами.
Тем не менее, Майер вполне могла продолжать вносить весомый вклад в работу Google, если бы она предпочла остаться в этой компании. Ее сфера ответственности означала, что она отвечает за ключевое для компании направление.
В Yahoo Майер придется столкнуться с намного более трудным вызовом. В этой компании отмечается большая текучка руководства. Ей не хватает талантливых управленцев.
«Марисса обладает энергией и напором, которые нужны Yahoo, - считает Пол Бачхайт (Paul Buchheit) из фирмы YCombinator, тесно сотрудничавший с Майер при создании почты Gmail. – С нетерпением жду возможности увидеть, что она сделает на новом посту».
Бывший высокопоставленный сотрудник Yahoo, недавно покинувший компанию, считает, что Майер придется действовать быстро, если она хочет восстановить репутацию Yahoo и придать компании новый импульс. «Ее переход в Yahoo! - это бомба, - сказал он. – “Шок и трепет” на короткое время дестабилизируют позиции консервативных элементов и группировок, тянущих компанию назад. Майер нужно будет агрессивно вести себя в первые 100 дней, противодействуя укоренившимся группам интересов».
Также по теме: Компьютеры Google ищут работу
Появление Майер в Yahoo означает, что компания собирается агрессивно конкурировать в области разработки технологий и не намерена полностью переходить в область интернет-медиа или переключаться на продажу рекламы, считает аналитик Morningstar Рик Саммер (Rick Summer). Таким образом, ей придется бороться с сильными конкурентами - такими как Microsoft, Facebook и бывший работодатель Майер.
«Использование коммуникационных сервисов Yahoo падает, ее мобильные сервисы не пользуются успехом, - утверждает Саммер. - Она в этом отношении - прямая противоположность Google... Майер нужно будет, чтобы ее команда создала несколько сильных технологических продуктов, способных привлечь пользователей и скомпенсировать потери в области поискового бизнеса».
Майер, безусловно, способна руководить разработкой технологических продуктов. Она была одним из менеджеров, отвечавших за создание Gmail, Google News и Google Images. Она получила в Стэнфорде степень магистра информатики и славится своим подходом, основанным на подробных данных.
Однако, у ее назначения есть и оборотная сторона. Во-первых, профессиональный опыт Майер фактически ограничивается теми шестью разными должностями, которые она занимала в Google – то есть своего рода параллельной корпоративной вселенной, в которой более десяти лет практически все стороны деятельности субсидировались гигантскими доходами от контекстной рекламы.
Читайте также: Google - это зло
Кроме того, Yahoo в последний десяток лет работала не как Google, который увлечен разработкой программного обеспечения, а – в общем-то – как медиа-компания. С тех пор, как Yahoo в 2001 году возглавил Терри Семел (Terry Semel), руководство компании фокусировалось на рекламе и маркетинге, а не на развитии технологий. Пожалуй, единственным исключением был кратковременный период пребывания во главе Yahoo Джерри Янга (Jerry Yang). В 2009 году Yahoo уступила некогда ключевой для нее поисковик компании Microsoft, отдав ее серверам свои поисковые функции.
Возрождение в Yahoo разработки технологий может иметь отличный долговременный потенциал, однако пока компания держится на плаву, благодаря старым технологиям изобразительной рекламы. Майер понадобится помощь, чтобы сохранить эту подпорку.
Впрочем, если Майер – что маловероятно – сумеет оздоровить Yahoo, ее репутация в Кремниевой долине взлетит до небес. Она войдет в первый ряд технологического пантеона и встанет на один уровень с такими его божествами как Стив Джобс (Steve Jobs) из Apple и Луис Герстнер (Louis Gerstner) из IBM, оживившие свои компании.
Бывшие сотрудники Yahoo полагают, что Майер нужно начинать путь вверх уже сейчас, если она намерена когда-нибудь достичь этих вершин.
«Судя по всему, в деньгах она не нуждается, - написал один из них в закрытой группе в Facebook для людей, работавших в Yahoo. – Похоже, она всерьез намерена изменить курс корабля, который уже столкнулся с айсбергом. Монументальная задача!»