Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сирия: христиане в нерешительности

© РИА Новости Сергей Сафронов В Дамаске мирно соседствуют мечети и христианские храмы
В Дамаске мирно соседствуют мечети и христианские храмы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Что думают сирийские христиане? По всей видимости, единого мнения у них нет. Так, например, обстоят дела в семье Фарида, христианина из Алеппо, который проживает во Франции: его младший брат - ярый сторонник Асада, тогда как он сам и его сестра выступают против него. Его отец и мать придерживаются того же мнения, что и «половина сирийских христиан»: «Они - ни за, ни против, но боятся исламистов».

Дамаск, 1 августа, 2 часа ночи. Христианские кварталы столицы оказались затронуты боями между сирийской армией и мятежниками. В Баб Туме и Баб Шарки можно встретить самые разные политические мнения. Некоторые относят себя к «молчаливому блоку», то есть выступают против политики Башара Асада, но предпочитают держать рот на замке. Другие время от времени присоединяются к оппозиционным демонстрациям. Третьи хотели бы пойти сражаться против сирийских повстанцев, если бы им дали оружие.

Что думают сирийские христиане? По всей видимости, единого мнения у них нет. Так, например, обстоят дела в семье Фарида (вымышленное имя), христианина из Алеппо, который с марта 2011 года проживает во Франции: его младший брат - ярый сторонник Асада, тогда как он сам и его сестра выступают против него. Его отец и мать придерживаются того же мнения, что и «половина сирийских христиан»: «Они - ни за, ни против. Им не нравится то, что они видят, они не любят Асада, но боятся исламистов, которые могут прийти ему на смену». «Большинство христиан паникуют и живут в страхе перед будущим. Как человек, который болен раком, но отказывается признавать это, они долгое время жили в отрицании, пока бои не докатились до дверей их домов», - продолжает Фарид используя прекрасно знакомую ему метафору (как интерну в больнице, ему нередко приходится иметь дело с раковыми больными).

Читайте также: Насилие в Сирии часто носит религиозный характер

По этому вопросу у специалистов - нет единого мнения, и разобраться во всем многообразии прогнозов и предположений бывает непросто. «Некоторые хотели бы превратить эту войну в религиозную, однако то, что сейчас происходит в Сирии не имеет ничего общего с межконфессиональным конфликтом», - отмечает политолог Салам Кавакиби, профессор Университата Париж I и директор Инициативного центра арабских реформ. «Христиане никогда не поддерживали Асада», - утверждает он, не скрывая недовольства при виде подобных утверждений в прессе.

Асад задабривает духовенство


Некоторые христиане принимали участие в демонстрациях и протестах против Башара Асада. В их числе оказался Мишель Кило, «христианин и сирийский диссидент», как писала о нем газета La Croix в июле 2005 года. Некоторым же пришлось бежать, как, например, Жоржу Сабре, который вылетел во Францию в январе этого года, а сегодня работает вместе с Сирийским национальным советом (один из главных политических органов сирийских оппозиционеров) над организацией мятежей. Кроме того, многие до сих пор ведут активную деятельность в Сирии и подпитывают восстание с помощью социальных сетей. Другими словами, как считает Салам Кавакиби, изменение политического настроя сирийских христиан - от молчаливого до открытого противостояния Асаду - «очень возможно».


Как утверждает аналитик, единственные, кто массово поддерживает Асада, - это представители христианской церкви Сирии. «Там руководство назначают с согласия власти. Духовенство получает беспошлинные автомобили и прочие финансовые льготы, как и представители других религиозных общин», - объясняет он. Тем не менее, по его словам, основная масса верующих и молодые священники не поддерживают Асада. «Молодые христиане не хранят нейтралитет, а принимают активное участие», - подчеркивает он, приводя в пример нескольких своих знакомых.

Также по теме: «Нас заставляют смотреть, как насилуют наших дочерей»


Безоружный бунт


Но действительно ли они захотят взять в руки оружие... Салам Кавакиви не скрывает симпатии к революции, но признает, что лишь очень немногие христиане сегодня присоединились к Свободной сирийской армии. «Не думаю, что сегодня утром жители христианских кварталов Дамаска взяли в руки оружие. Скорее всего речь идет об укрывшихся там бойцах ССА», - объясняет он.

В этом мнения экспертов сходятся. Фабрис Баланш (Fabrice Balanche) из Научно-исследовательской группы по Средиземноморью и Ближнему Востоку приходит к таким же выводам. «Мне не известно, чтобы хотя бы один христианин взял в руки оружие», - отмечает он. Но его взгляд на религиозную ситуацию в целом несколько отличается: «Христиане в Сирии ждут только одного, - чтобы им дали оружие, чтобы сражаться с повстанцами. В первую очередь, это касается консервативных кварталов Дамаска».

Изменят ли христиане позицию?


Большинство христиан, скорее, поддерживают Асада, объясняет он. В то же время он признает, что некоторые из них все же выступили против режима, например - члены правозащитных организаций, как это было в 2005 году, после вынесения приговора адвокату и правозащитнику Ануару Эльбуни.

По мнению Фабриса Баланша, менять позицию христиане отнюдь не собираются. «Может они и присоединятся, но только тогда, когда увидят, что режим действительно проиграл». А до этого, как ему кажется, пока еще очень далеко. По его подсчетам регулярная армия Асада, в которой изначально было 250 000 человек, после дезертирства 40 000 военных по-прежнему насчитывает, как минимум, 200 000 солдат, не говоря об отрядах ополчения и прочих проправительственных полувоенных организациях (еще около 100 000 человек). «Если христиане присоединятся, это можно рассматривать как признак того, что режим окончательно проиграл». Однако, пока ни о чем подобном говорить не приходится.

Читайте также: Сирия - на повстанцев обрушилась критика после казни в Алепо

Слухи о репрессиях...


Как узнать правду? Реальное положение дел отличается крайней запутанностью, а многообразие точек зрения экспертов лишь отражает множество мнений сирийских христиан. Как можно не бунтовать при виде бесчинств, творимых режимом? Но как присоединиться к оппозиционерам, если со всех сторон идут слухи о насилии и угнетении христиан?

1 августа новая статья подлила масла в огонь этих слухов. Журналист le Nouvel Observateur Фарид Айшун рассказал о том, как город Эль-Кусайр, в котором проживает крупнейшее в стране греко-католическое сообщество (почти 10 000 человек) был взят «предположительно подразделением ССА». Сирийская свободная армия потребовала от христиан покинуть город в течение трех дней. По словам журналиста, командующий этим подразделением ССА «генерал» Абдель Салам Харба даже казнил одного из христиан, чтобы тем самым «доказать свою решимость».

Правда это или нет, но статья прекрасно иллюстрирует напряженность и страхи, которые окружают несуннитские сообщества в Сирии. Сегодня все они оказались под самым пристальным вниманием власти, которая хочет привлечь их на свою сторону или, по крайней мере, заставить их сохранять нейтралитет. Кстати, этот пацифизм может вызвать ожесточение со стороны суннитов. Так, например, по словам журналиста le Nouvel Observateur, в Эль-Кусайре христиан иногда заставляли «уступать дорогу», если им на пути попадался мусульманин. Возможно, сейчас конфликт еще не стал религиозным, однако он вполне может двинуться в этом направлении. А Башару Асаду подобное - только на руку.