«Взгляните на это, - говорит доктор Анудж Баруах (Anuj Baruah), держащий в руках пробирку с небольшим количеством ржаво-красной жидкости. – С помощью этого я могу лишить вас чувств. Нос у него начинает дергаться, в глазах появляются слезы. «О, черт. Кажется, мне попало немного на пальцы», - улыбается он, совершенно не тревожась по поводу того, что на коже у него субстанция, используемая индийским государством в качестве биологического оружия.
«Я знаю, что происходит в таких случаях. Ваш мозг отказывается работать, как надо, вы испытываете беспокойство…» - тут он торопливо убегает, а через несколько минут возвращается, тщательно смыв с пальцев жгучее пятно концентрированного перца бхут джолокия.
Анудж Баруах работает на своей ферме в северо-восточном индийском штате Ассам. Она же является исследовательской лабораторией. Когда бхут джолокию из Ассама зарегистрировали в 2007 году в Книге рекордов Гиннесса как самый острый в мире перец чили, это стало предметом огромной гордости для живущего в нищете штата. Прошло пять лет, титулу Ассама брошен вызов, но знаменитый индийский суперчили дает тысячам фермеров хорошую возможность выбраться из бедности, а также поставляется для применения в качестве оружия для контроля над разбушевавшейся толпой и усмирения бунтов.
Когда новость о регистрации бхут джолокии в Книге рекордов Гиннеса распространилась, мазохисты всех стран начали предлагать огромные деньги за самый острый перец на планете, который крестьяне использовали для отпугивания слонов, наносящих ущерб посевам. Одна женщина сама попала в книгу рекордов, съев 51 такой перец в присутствии изумленного ресторатора Гордона Рамзи (Gordon Ramsay).
Правительство Ассама тоже захотело поучаствовать. Крестьянам начали предлагать субсидии, чтобы они выращивали этот перец. А часть знаменитых чайных плантаций Ассама перевели под посадки бхут джолокии.
Неправительственная организация Trinity выбрала еще 2000 фермеров из Ассама, чтобы они занимались выращиванием этой культуры, заявил на прошлой неделе секретарь Trinity Наген Талукдар (Nagen Talukdar). Любой обладающий всем необходимым для сохранения урожая может заработать серьезные деньги – ведь килограмм сушеного перца бхут джолокия стоит примерно 1800 рупий (21 фунт стерлингов). Это - целое состояние для среднестатистического крестьянина, который обычно существует на уровне прожиточного минимума, принося домой 150 рупий (1,72 фунта) в день.
Хотя на этот перец есть большой международный спрос среди так называемых чилиголовых, желающих сжечь свои рты и пищеводы, по-настоящему серьезным покупателем может стать индийское Министерство обороны, говорит Баруах, продающий семена и молотый перец бхут джолокия на зарубежном рынке и работающий консультантом у крестьян, желающих заняться разведением данной культуры.
Биотехнолог Баруах долгие годы без особого усердия выращивал бхут джолокию у себя дома. Его мать обычно консервировала этот перец в горчичном масле и давала сыновьям по несколько капель, когда у них было расстройство желудка. Однако Баруах знал, что этот чили можно использовать не только в кулинарных и медицинских целях.
Он уволился со своей работы в государственном нефтяном исследовательском институте и начал экспериментировать в импровизированной лаборатории, созданной им на участке земли, арендованном у местного племени в Хетри, что в 40 километрах от столицы Ассама Гувахати. Вскоре ему позвонили из Министерства обороны: не может ли он придумать технологию извлечения из бхут джолокии химического вещества капсаицина? Если такая возможность есть, то нельзя ли продать военной исследовательской лаборатории в Тезпуре, штат Ассам, 8 килограммов капсаицина для «исследований»?
Он взял кредит, купил станок для получения экстракта и с помощью двух ассистентов выполнил заказ за три месяца, усовершенствовав технологию экстракции настолько, что ему удалось получить капсаицин 99-процентной концентрации. «Я до сих пор точно не знаю, что они намереваются с ним делать, - говорит он, а затем начинает размышлять вслух. – Можно, например, взорвать емкость с капсаицином в убежище террористов, и те, сделав всего один вдох, сразу побросают оружие». А затем Баруах весело сообщает, что с помощью одной пробирки полученного им красного маслянистого капсаицина он может «лишить чувств» всю редакцию Guardian. «Я даже могу варьировать дозу, решая, сколько вам валяться без сознания», - говорит он с улыбкой.
В прошлом году появились сообщения о том, что Центральные резервные силы полиции Индии – а это самое крупное в стране вооруженное формирование, специализирующееся на противопартизанской борьбе – начали использовать гранаты с чили для разгона метателей камней в вечно неспокойном Кашмире.
А в прошлом месяце полиция самого густонаселенного штата Индии Уттар-Прадеш направила запрос в Министерство внутренних дел, попросив разрешение на закупку гранат с чили для разгона толп.
Бизнес начал процветать, но тут Книга рекордов Гиннеса нанесла Ассаму жестокий удар, заявив, что бхут джолокию в состязании жгучести потеснил австралийский новичок Trinidad Scorpion Butch T. А в феврале этого года пальму первенства у Trinidad Scorpion Butch T отобрал перец Trinidad Moruga Scorpion. Это было установлено в ходе испытаний и анализов, проведенных специалистами из Института перца чили при университете штата Нью-Мексико.
Баруах настаивает на том, что для бхут джолокии еще не все кончено. «Другие виды перца купить очень непросто, - говорит он. – Мы же по-прежнему можем похвастать тем, что выращиваем самый острый из имеющихся в продаже чили в мире». Плюс к этому, отмечает он, бхут джолокия имеет многовековую историю в мире специй, в отличие от новых выскочек. «Лишь после того, как чили сохранил свою остроту и популярность на протяжении нескольких поколений, он может претендовать на реальную жгучесть», - заявляет Баруах.