Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После пары паршивых недель, в течение которых рейтинг Митта Ромни опустился почти на шесть пунктов, заставив его жалобно просить Барака Обаму отказаться от «неприятных» предвыборных нападок, кандидат в президенты снова перевел свою избирательную кампанию в атакующий режим и выбрал в качестве партнера по выборам конгрессмена Пола Райана.

После пары паршивых недель, в течение которых рейтинг Митта Ромни опустился почти на шесть пунктов, заставив его жалобно просить Барака Обаму отказаться от «неприятных» предвыборных нападок, кандидат в президенты снова перевел свою избирательную кампанию в атакующий режим и выбрал в качестве партнера по выборам конгрессмена Пола Райана (Paul Ryan) из Висконсина.

Выбор Райана интересен не тем, что это может оказать какое-то влияние на исход голосования. Если вы ищете двух человек, являющих собой образец стремительного интеллектуального упадка Республиканской партии за прошедшие полтора десятилетия, то лучших кандидатов, чем Ромни и Райан, вам не найти. Хотя сейчас эти люди занимают открыто экстремистские и абсурдные позиции (выступая за масштабное сокращение налогов для богатых и значительное расширение и без того раздутого военного ведомства Америки), оба они известны тем, что своей руководящей работой занимались как чистые прагматики. Будучи северянами, а следовательно - людьми сентиментально сдержанными, они очень интересны тем, что на их примере можно изучать изменение манеры поведения Великой старой партии, делая это гораздо результативнее, нежели препарируя поступки паяца размером с Техас Рика Перри или диксикрата с манией величия Ньюта Гингрича, которым всегда было абсолютно комфортно в их клоунском театре абсурда.

Читайте также: Обама о своей главной ошибке на посту президента

Если кто-то забыл, напомню: опыт работы Митта Ромни на избираемых должностях невелик. Собственно, пост губернатора Массачусетса, на котором он пробыл четыре года, - это единственная его должность государственного служащего. В то время он руководил штатом как выдающийся центрист, предлагая внести корректировки «умного роста» в транспортные расходы и обеспечивая баланс бюджета, что помогло сохранить в Массачусетсе несомненное левое статус-кво (если бы Ромни до сих пор занимал такие позиции, в нынешней политической атмосфере его платформа примерно соответствовала бы программе коллективизации сельского хозяйства и национализации банков). Несомненно то, что будучи губернатором, Ромни сталкивался с законодательной властью штата, где преобладали демократы. Но он не отметился ни как пламенный борец, ни как политический скандалист, а заработал весьма приличную репутацию прагматичного переговорщика, сторонника компромиссов и компетентного руководителя. Пожалуй, лучшим доказательством умеренности Ромни в былые годы является то, что во время его пребывания на губернаторском посту вы могли открыто расхаживать по студенческому городку Гарварда и заявлять, что поддерживаете его!

Райан, между тем, был в Конгрессе все те годы бушевского правления, когда проводилась политика бюджетного банкротства и посягательств на права человека. То было время необеспеченных средствами налоговых сокращений, агрессивных войн, абсурдного дерегулирования финансов, масштабного расширения программы медицинского страхования, создания новых программ слежки и наблюдения в стране и так далее. В свое первое десятилетие в Конгрессе, когда великая и старая гвардия вела беспощадные войны с балансом бюджета и ограничениями государственной власти; когда такие выдающиеся фигуры, как Дик Чейни, заявляли, что «дефицит не имеет значения»; когда американское правительство шпионило за собственными гражданами в беспрецедентных масштабах, - Райан хранил молчание, будучи заднескамеечником, не имеющим особого веса и значения. Он не был тем бесстрашным правдорубом, каким представляет себя сейчас, а был обычным серым винтиком в дьявольской машине администрации Буша.



Также по теме: Увидеть Обаму и умереть

И лишь после полного избирательного провала республиканцев в 2008 году Райан вдруг осознал опасности ничем не ограниченной государственной власти (то, что демократы внезапно оказались у власти, конечно же, не имело никакого отношения к неожиданному изменению взглядов Райана). Он предложил свой знаменитый «план» - заунывный призыв сократить размеры федерального правительства и буквально ликвидировать налоги для богатых американцев, чем резко выделился на фоне якобы социалистических и губительных для свободы методов работы Обамы.

Исключительно трудно переоценить ту глубокую недобросовестность, которая лежит в основе «плана» Райана, а теперь, в связи с его номинацией в качестве кандидата в вице-президенты, - и в основе кампании Ромни. Бывший консерватор Дэвид Фрум (David Frum), который, работая в Белом доме Буша, изобрел фразу «ось зла», охарактеризовал план Райана так: «Он обеспечит банкротство детям беби-бума». Несмотря на прошлые прегрешения Фрума, это - весьма точное описание того, чего добьется Райан со своим планом в случае его осуществления.

Райан уверен - и его план базируется на этом - в двух резко противоречащих друг другу вещах. Первое убеждение состоит в том, что американское государство сегодня тратит деньги явно не по средствам, и что ему необходимо резко сократить свои расходы. В долгосрочной перспективе Райан хочет установить федеральные расходы на уровне 20% ВВП, то есть, на несколько процентов ниже, чем в якобы экономные годы Рейгана, когда население США было намного моложе (и, соответственно, меньше полагалось на популярные государственные программы здравоохранения и пенсионного обеспечения).

Читайте также: Ромни запутался в налогах

Второе убеждение Райана (по-настоящему циничное и отвратительное) заключается в том, что драматичный бюджетный кризис США на самом деле не столь уж и драматичен, чтобы вообще хоть как-то ограничивать медицинское обеспечение престарелым гражданам. Все правильно. Пол Райан, желающий радикально перестроить все стороны американского государства всеобщего благоденствия, хочет освободить пожилых людей от всех своих тошнотворных перемен. Продвигая свой план, Райан конкретно обещает, что расходы на медицинское обеспечение престарелых (а они, между прочим, составляют самый важный избирательный блок республиканцев) не изменятся ни на йоту. На самом деле, Райан неоднократно критиковал Обаму за предложенные им небольшие сокращения расходов на эту программу, которые, по словам президента, со временем должны быть аннулированы.

Хотя Райан - просто кандидат в вице-президенты, он будет занимать более важное место в нынешней избирательной кампании, чем любой из кандидатов в вице-президенты, по крайней мере, со времен Линдона Джонсона. Большинство выдвиженцев на этот пост – либо люди, проигравшие праймериз и получившие награду за свою преданность, а также проходящие обкатку для будущих президентских кампаний (Джордж Буш-старший, Эл Гор), либо просто украшение на знамени предвыборной кампании, прицепленное туда, чтобы устранить некие кажущиеся недостатки кандидата в президенты (так, Сара Пэйлин должна была подтянуть голосующих женщин, Джо Байден – помочь с белыми избирателями из рабочего класса).

Но Райан - это не преданный солдат и не «наемник для разнообразия». Это исключительно влиятельный и самостоятельный политический деятель. На самом деле, авторитета у Райана, пожалуй, гораздо больше, чем у самого Митта Ромни – даже на этой довольно поздней стадии предвыборной кампании. Если Райан согласился стать потенциальным вице-президентом Ромни, то это не из-за того, что ему хочется проводить официальные обеды для почетных гостей из какого-нибудь Вануату в каком-нибудь 2015 году. Нет, его согласие объясняется тем, что он верит в наличие вполне реального шанса осуществить свой «план». Учитывая, в каком плачевном состоянии находится экономика, а также понимая, что она вряд ли существенно улучшится к ноябрю, вполне вероятно, что Обама проиграет, причем даже такому невыразительному дуэту, как Ромни и Райан. Если такое случится, то документ, ставший посмешищем в Конгрессе, внезапно получит хороший шанс на свою реализацию. Безусловно, это - пугающая перспектива. Но такая перспектива только что стала намного более вероятной.