Интервью с Войчехом Матерским (Wojciech Materski) - историком, специализирующимся на истории современной России, членом Российско-польской группы по сложным вопросам.
Gazeta Wyborcza: Визит патриарха Московского Кирилла и совместное воззвание о примирении двух Церквей сравнивают с письмом польских епископов к немецким в 1965 году. В этом нет преувеличения?
Войчех Матерский: Это, определенно преувеличение. Польско-российские отношения не напоминают тех, что были в 60-е годы между Польшей и ФРГ, которая не признавала западной границы. А современная Польша уже не похожа на страну эпохи Владислава Гомулки (Władysław Gomułka). Хотя в публицистическом плане это сравнение имеет право на жизнь: в обоих случаях улучшение отношений на церковной почве призвано послужить улучшению отношений между государствами и их народами.
- Чрезмерные ожидания могут привести к очередному разочарованию. Была уже «переломная» встреча премьеров Туска и Путина в Катыни, был визит в Польшу президента Дмитрия Медведева.
- Но можно ли отказываться от польско-российского диалога только из-за того, что он непрост? Улучшение отношений между Церквями - это один из внеполитических путей диалога. На заседаниях Группы по сложным вопросам профессор Адама Ротфельд (Adam Daniel Rotfeld) неоднократно обращал внимание на то, что именно диалог, открытость двух Церквей друг к другу могли бы способствовать улучшению политического климата.
- В варшавском аэропорту патриарх Кирилл заявил, что его визит не носит политического характера.
- Разумеется, этот визит носит пастырский характер, но он имеет и политическое значение. Не будем себя обманывать, Православная церковь, можно так сказать, контролируется государством. Можно допускать, что слова Кирилла в некотором роде согласованы с высшей российской властью. Я не думаю, что накануне этой поездки не проводились какие-то консультации на высшем уровне. Впрочем, с нашей точки зрения, это - положительный факт, так как он может свидетельствовать о желании сотрудничества со стороны политических кругов.
- Поговорим о политических последствиях. Накануне визита Кирилла глава Конференции епископата Польши архиепископ Юзеф Михалик (Józef Michalik) отмежевался от теорий заговора относительно смоленской катастрофы, что вызывало особенное смятение в рядах партии «Право и справедливость» (PiS). Приведет ли это к снижению градуса споров вокруг смоленской темы и ограничит ли использование в польской политике антироссийских аргументов?
- Мне бы очень этого хотелось, но, как мне кажется, надеяться, что так произойдет - это неоправданный оптимизм.
- Почему? В предвыборной кампании 2010 года Ярослав Качиньский (Jarosław Kaczyński) выступил после смоленской катастрофы с посланием к российскому народу, начав его с обращения «друзья».
- Не шутите, пожалуйста! Это был чисто тактический, инструментальный маневр.
- Каково, по вашему мнению, будет значение воззвания патриарха Кирилла и польского епископата?
- Оно будет означать, что мы находимся в начале пути. Польско-российский диалог очень сложен, однако с чего-то следует начать. И этот обращение может стать началом такого диалога.