Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Преступный маршрут

© Фото : предоставлено пресс-службой следственного департамента МВД РФНастоящие «колумбийские» брикеты с кокаином
Настоящие «колумбийские» брикеты с кокаином
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Центральная Америка превращается в криминальный отстойник, фабрику и - одновременно - супермаркет по продаже наркотиков, центр по отмыванию денег и вербовке наемных убийц. Полиция, тюрьмы и система правосудия не в состоянии выполнять свои функции.

В разных обстоятельствах схожие события ведут к разным последствиям. Поэтому непреложным правилом любого политического анализа является ознакомление с сопутствующими обстоятельствами.

На стыке 80-х и 90-х произошли изменения в области торговли кокаином. Были разгромлены крупные колумбийские наркокартели и контролируемые ими сети распространения во Флориде. США усилили свои возможности по контролю морских путей в бассейне Карибского моря, а Куба прекратила свою политику сотрудничества с наркоторговцами.

Доставка кокаина тогда стала осуществляться не по самому короткому маршруту Колумбия – Флорида, а по более протяженному: Колумбия – Центральная Америка - Мексика - граница США. Мексика в ту пору была достаточно спокойной страной, а в Гватемале, Гондурасе и Сальвадоре у власти находились правительства, которые вели нескончаемую войну с собственным народом. И все же, изменение вышеописанных обстоятельств привело к всплеску насилия и преступности в Центральной Америке и Мексике, который был столь же предсказуем, сколь и неизбежен. Коррупция, слабость государственных институтов и бездействие самого государства повлекли за собой гибель людей.

Читайте также: Почти все россияне считают наркоманию главной проблемой России

Самыми знаковыми событиями в череде этих перемен стали гибель Пабло Эскобара (Pablo Escobar) в декабре 1993 года, расстрел на Кубе генерала Арнальдо Очоа (Arnaldo Ochoa) в июле 1989 года и выход на экраны кинофильма «Лицо со шрамом» (Scarface) с Аль Пачино в главной роли, где рассказывается о разгуле организованной преступности в Майами в 80-х годах прошлого века.

Период 70-80-х годов характеризуется политикой скрытой терпимости к производству и продаже наркотиков. Тогда они считались проблемой, затрагивающей маргинальные слои общества, которая не представляет серьезной угрозы для безопасности. «Да пусть себе везут» - эта фраза превратилась чуть ли не в руководство к действию. Левые, правые, государственные учреждения и все общество буквально заразились терпимостью, или недооценкой проблемы.

Расстрел генерала Очоа, «национального героя Республики Куба», было не столько наказанием за преступление, сколько следствием официальной политики и междоусобной борьбы в правящей верхушке.

Политика Колумбии во всех областях была связана с наркокартелями. Скандал 1987 года в США, ставший известным под названием «Иран-контрас», вызвал проведение расследования, вошедшее в историю под именем Доклад комитета Керри (Kerry Commitee Report). Этот документ был представлен в 1989 году и показал, что ЦРУ потворствовало наркоторговле, за счет которой шло финансирование никарагуанских контрреволюционеров.

Также по теме: Стартовый наркотик это алкоголь, а не марихуана

Усиление преступного мира сделало недопустимым дальнейшую скрытую терпимость по отношению к наркоторговле. В этом смысле политика мексиканского президента Фелипе Кальдерона (Felipe Calderón) в вопросах безопасности не имела альтернативы. Промедление означало обострение общей ситуации. И тогда Мексика объявила войну организованной преступности и стала менять в положительную сторону соотношение сил между обществом, государством и преступным миром. Несмотря на множество разговоров о больших затратах на борьбу с преступностью, тема насилия уже не фигурировала в качестве одной из главных во время недавних предвыборных дебатов.

Некоторые в США считают, что победа на выборах Институционно-революционной партии (PRI) несет в себе риск возврата к прошлому, несмотря на то, что Энрике Пенья Ньето (Enrique Peña Nieto) заявил, что борьба с организованной преступностью будет продолжена. Как уже заявляли некоторые эксперты, Мексика сейчас - уже другая страна, и политика нового правительства в области безопасности будет вынуждена учитывать, в его же собственных интересах, необходимость противостояния той угрозе, которая за последние 20 лет претерпела немалые изменения. Закончилось то время, когда позиция «Да пусть себе везут» влекла за собой незначительные последствия.



Все политические партии Мексики понесли потери в своих рядах, у всех - трения с местными органами власти, и от всех от них общественность требует вернуть на улицы мир и спокойствие. Для того, чтобы пресечь насилие, необходимо держать под контролем территорию и значительно увеличить штатную численность полицейских. Ничто так не подрывает позиции организованной преступности, как крепкое государство. Между пресечением насилия и борьбой с организованной преступностью, в отличие от мнения многих, конфликта не существует.

Смотрите также: Основные каналы поставок наркотиков в Мире

Также высказываются сомнения относительно того, возможны ли будут при новом правительстве политические договоренности, необходимые для поддержания безопасности. Насилие в штате Нуэво Леон (Nuevo León) и в городе Монтеррее (Monterrey), промышленном центре Мексики, бесспорно, стало самой крупной провокацией организованной преступности в отношении мексиканского государства. В этом штате, привыкшем к миру и спокойствию, прекрасно взаимодействуют между собой федеральное правительство, представленное Партией национального действия (PAN), правительство штата, представленное Институционно-революционной партией (PRI), правительство города Монтеррей (Monterrey) в лице Партии национального действия (PAN), самые важные органы управления мексиканской экономики, академический высочайшей квалификации и население, которое считают образцом гражданского общества страны. Не без проблем, но органам правосудия и безопасности федерального, государственного и муниципального уровня при поддержке деловых кругов, академического центра и всего общества удалось наиболее быстро и успешно претворить в жизнь комплексный план мер по пресечению насилия и укреплению безопасности в Мексике.

В штате Нуэво Леон формируется новый вид полиции под названием «Гражданская сила», к несению службы в которой на настоящий момент подготовлены около 2.000 человек личного состава. Для служащих новой полиции строится городок. А в рамках политики социальной профилактики и восстановления городского пространства в одном из районов Монтеррея построен самый крупный в стране культурно-спортивный центр.

В течение года среднее количество ежедневных и ежемесячных убийств сократилось более чем на 50%, угон автомобилей – более чем на 30%. Показатели по всем видам преступлений идут на спад. Нуэво Леон является наглядным свидетельством того, что достижение согласия в Мексике возможно, хотя и может столкнуться с трудностями на своем пути.

Также по теме: Кайф от скорпиона - афганская нарковойна

Проблема заключается не в самой Мексике. У этой страны достаточно ресурсов и возможностей для укрепления своей безопасности. Самую острую проблему представляют собой маленькие и бедные центральноамериканские страны, которые в буквальном смысле слова захлестнула волна насилия. Существует мнение о том, что  Мексика вызвала ослабление безопасности в странах Центральной Америки, хотя в действительности все обстоит совсем наоборот, поскольку маршрут транспортировки наркотиков идет с юга на север, а не наоборот. И если в Мексике с наркоторговлей ведется борьба, причем небезуспешно, в Центральной Америке мы наблюдаем бессилие и ухудшение положения. Если раньше проблема заключалась в торговле кокаином, то теперь Гватемала производит героин. По сведениям из государственных источников, вплоть до мая нынешнего года в Гватемале конфисковали более 470.000 галлонов сырья для производства метамфетамина, а в Сальвадоре конфисковали почти 200 тонн сырья, причем все указывает на то, что это - лишь часть общей партии. Полиция, тюрьмы и система правосудия уже давно не в состоянии выполнять свои функции. Эти страны находятся в бедственном положении и ожидают лишь чуда, поскольку сами не в состоянии проводить в жизнь эффективную государственную политику.

Слабость этих государств приводит к тому, что преступные кланы бесцеремонно используют их территорию. Центральная Америка превращается в криминальный отстойник, фабрику и - одновременно - супермаркет по продаже наркотиков, центр по отмыванию денег и вербовке наемных убийц. Южная граница Мексики превратилась в неуправляемую зону, кишащую нескончаемыми потоками мигрантов, наркоторговцев и молодежных преступных группировок из Центральной Америки. Эта часть мира с населением в 45 миллионов человек естественным образом является объектом геополитических устремлений Мексики, как страны, наращивающей свой экономический потенциал. Подобные виды на Центральную Америку имеют также Венесуэла и Колумбия. До недавнего времени, Мексике приходилось решать свои собственные проблемы. Однако, безопасность теперь является транснациональной проблемой. Большого выбора снова нет. Либо Мексика предпримет усилия по стабилизации обстановки в Центральной Америке, либо Центральная Америка не даст возможности стабилизироваться обстановке в Мексике.

* Хоакин Вильялобос в прошлом сальвадорский партизан, в настоящее время является советником по урегулированию международных конфликтов.