Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Джулиан Ассанж борется не против Америки

Власти ошибаются, если считают, что организация развалится на части после «устранения» ее харизматичного лидера

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на распространенное мнение, борьба WikiLeaks по своей сути направлена не против США. Речь идет о более широкой политической инициативе в защиту свободного обмена информацией, являющегося характерной особенностью сообщества свободного ПО, к которому относится и сам Джулиан Ассанж. Даже если блокировать одного человека, сама анархическая и анархичная структура никуда не денется.

 

В 1964 году философ Маршалл Маклюэн (Marshall McLuhan) произнес свой великий афоризм «The medium is the message» (носитель информации и есть послание). Тем самым он хотел сказать, что средство информации по самой своей природе определяет форму или даже содержание сообщений. 

 

С этой точки зрения интернет представляет собой классический случай. Тройное W, с которого начинается любой электронный адрес, означает World Wide Web или «всемирная паутина». 

 

С материальной точки зрения речь идет о целой сети сетей, которая создает условия для циркуляции данных по большей части нашей планеты. Таким образом, у интернета нет единого центра, и он, по сути, является анархическим образованием.

 

То есть, нет ничего удивительного в том, что его появление привело к расколу в политике. С одной стороны баррикад стоят сторонники частной собственности и иерархии и в первую очередь стремящиеся к ограничению обмена данными предприятия, с другой стороны – сторонники свободы информации, архетипом которых можно считать WikiLeaks. 

 

«Гавани свободы слова» 

 

Этот раскол охватывает целый спектр современных проблем: политический нейтралитет информационных сетей против ограничения распространения тех или иных идей, неприкосновенность частной информации против ее свободной продажи, анонимность или установление личности в интернете, право на интеллектуальную собственность против не имеющего владельцев коллективного творчества, свобода слова и информации против ограничительных  барьеров, а также борьба между существующими в рамках права собственностями программами и тем ПО, которое его создатели предлагают для бесплатного использования и распространения. По этому последнему пункту достаточно привести лишь один самый наглядный пример: это противостояние между проприетарным ПО, которое продают Apple и Microsoft, и свободным ПО во главе с Linux.

 

Еще одним примером этого раскола могут служить растущие ограничения на распространение культурных объектов от человека к человеку через пиринговые сети или посредством проприетарных платформ хранения информации, как, например, YouTube от Google: рассмотрение новых законов во Франции, закрытие Megavideo в США, «блокираторы» на Mixture Video и PureVid, ограничения на YouTube и т.д.   

 

В ответ на такие шаги возникают анархически создаваемые шаги и платформы, которые в том числе предлагают инструменты для обхода барьеров. Кроме того, многие из них расположены в странах, законодательство которых очень серьезно подходит к вопросу защиты свободы информации. Эти государства стали чем-то вроде аналогов «налоговых гаваней» для капиталов, в связи с чем их можно было бы назвать «гаванями свободы слова». 

 

WikiLeaks – анархическая структура

 

Таким образом, несмотря на распространенное мнение, борьба WikiLeaks по своей сути направлена не против США. Речь идет о более широкой политической инициативе в защиту свободного обмена информацией, являющегося характерной особенностью сообщества свободного ПО, к которому относится и сам Джулиан Ассанж. 

 

В соответствии с принципом Маклюэна Wikileaks, существование которого объясняется лишь анархической природой интернета, сам представляет собой анархическую структуру в плане задач и организации. Что касается целей, Wikileaks стремится освободить людей от власти государств и крупных предприятий, хотя бы частично уменьшив столь выгодную им информационную асимметрию: она достигается путем сбора личных сведений (он осуществляется на государственном уровне или с помощью продажи данных с таких платформ как Facebook) или сокрытия касающейся их самих информации. Таким образом, Wikileaks разглашает неизвестную информацию не только о США (бесчинствах в Ираке, узниках Гуантанамо), но и мафиозных кругах, которые могут существовать в России, Израиле или Италии. 

 

Хотя Джулиан Ассанж, бесспорно, является харизматичным лидером или даже гуру в своей организации, в ней четко прослеживается анархический полицентризм, который характерен и для всего интернета. Так, например, когда платежные системы MasterCard, Visa и Paypal решили заблокировать направленные в поддержку Wikileaks денежные переводы, их сайты стали жертвами кибератак (то есть, проникновения с целью нанести ущерб) сообщества Anonymous.  

 

Любому, кто хоть немного знаком с их работой, совершенно понятно, что сама мысль о некой иерархической пирамиде в отношениях Wikileaks и Anonymous – это полный бред. Контратака была спонтанной и импровизированной акцией, так как сообществу свободного ПО для работы не требуются планирование и иерархия. 

 

Структура Wikileaks не похожа на пирамиду

 

Таким образом, все инициативы государственных властей по политическому устранению Джулиана Асанжа лишь подтверждают верность поговорки «по себе не судят»: государства, то есть пирамидальные структуры с жесточайшей иерархией, полагают, что без харизматичного лидера Wikileaks развалится на части. Они не понимают, что если даже и смогут сделать это с одним человеком, сама анархическая и анархичная структура никуда не денется. Кроме того, они не предполагали, что другие государства могут поддержать дело Джулиана Ассанжа. 

 

На главное, они и представить себе не могли, что сторонники Wikileaks, Anonymous и в целом сообщество свободного ПО без всяких указаний и планирования смогут на основании целого сонма отдельных инициатив провести акции в его поддержку в Лондоне, других городах и всемирной паутине. 

 

Действуя подобным образом, государства допустили распространенную стратегическую ошибку: они не поняли, что в противостоянии с мирным и решительно настроенным протестным сообществом любая насильственная мера дает ему огромный прирост поддержки в общественном мнении, очень серьезную рекламу и приток новых сторонников.