Разрастающееся пламя конфликта в Сирии способно перекинуться на соседнюю страну – Ливан. Столкновения между суннитами, составляющими большинство, и алавитским меньшинством, которые накануне вспыхнули на севере страны в городе Триполи, привели к гибели 12-ти человек, и более сотни были ранены. Беспорядки, которые удалось остановить только благодаря вмешательству армии, доказали, что вероятность вооруженного конфликта в Ливане приобретает опасные формы. Эксперты по Ближнему Востоку задаются вопросом: «После Сирии наступит очередь Ливана?».
***
В сущности, налицо некоторые сходства в этнической, религиозной, мазхабной структуре двух стран, хотя основные причины событий в Сирии отличаются от причин последних межмазхабных разногласий в Ливане.
Народное восстание в Сирии, будучи частью «арабской весны», представляет собой движение, организованное против авторитарного режима Асада во имя свободы и демократии. Межмазхабные противоречия в Сирии возникли как следствие восстания против режима.
Между тем, в Ливане речь не идет о предпосылках свержения режима. В этой небольшой стране действует плюралистическая демократия. Фактически мозаичная структура населения численностью 4,5 млн чел. отражается на системе управления государством. Проблема в Ливане связана с тем, что зачастую различные этнические и мазхабные группы при подстрекательстве или поддержке извне образуют противоборствующие фронты.
В результате - недавние случаи кровопролития в Триполи, которые заставляют задаться вопросами: не пришла ли очередь Ливана? и каково воздействие «сирийского фактора» на ситуацию внутри страны?
***
Известный ливанский журналист Рами Хоури в статье, опубликованной в газете «The Daily Star», рассматривает возникшую ситуацию в более широком смысле и задается вопросом: являются ли столкновения в Ливане побочным эффектом событий в Сирии, или хронически непрекращающиеся межмазхабные споры в Ливане оказали влияние на ситуацию в Сирии? И отвечает: «истина - где-то посередине»…
Между тем, наиболее распространенное мнение в самом Ливане сводится к тому, что в последних событиях в Триполи и происходящих в стране акциях, - таких, как похищения и поджоги, присутствует «сирийский след».
Среди факторов, которые вызывают данные подозрения, особое значение приобретают заявления, сделанные бывшим министром информации Ливана Мишелем Самаха после его ареста. Бывший министр, который находился в контакте с правительством Асада, раскрыл некоторые планы, которые были призваны втянуть Ливан в хаос. В то же время стало известно, что на территорию страны проникли сирийские агенты… К тому же, бесспорно, что на Ливан продолжает оказывать влияние Сирия и ее закулисная деятельность, ведь Сирия до недавнего времени держала Ливан в «оккупации»…
***
Есть ли у Башара Асада, находящегося в безвыходном положении гражданской войны в Сирии, причины создавать беспорядки в Ливане?
По мнению члена парламента Ливана, цель Асада – донести до мира мысль: «Если в Сирии - нестабильность, это обязательно коснется ближайших стран. Для обеспечения стабильности в этих странах необходимо достижение мира в Сирии».
Согласно некоторым аналитикам, Асад приближается к принципу «после меня - хоть потоп» и осмеливается распространять полыхающий огонь в своей стране на весь регион…
Вероятное влияние сирийского фактора можно увидеть и в последних действиях Рабочей партии Курдистана (РПК)…
Существенным является призыв премьер-министра Ливана Наджиба Микати, обращенный к народу: «Мы не разрешим втянуть нас и окрестности Ливана в пламя войны. Мы не должны позволить использовать нас в интересах «чужой» войны»…
***
После событий в Триполи огонь прекратился, обстановка стабилизируется. Однако напряженность между суннитами и алавитами, а также беспорядки между различными этническими и религиозными группами продолжаются.
Как отметил журналист Рами Хоури, распространение огня в Сирии – это серьезнейшая проблема, и «основной вопрос связан со способностью руководства успешно выработать систему, которая послужила бы в равной мере интересам всех граждан региона».