В начале мая этого года эксперты рейтингового агентства Standard & Poor‘s оценили вероятность выхода Греции из еврозоны в 33%. По прогнозам Citibank, вероятность grexito (Greekexit) в течение ближайших полутора лет - 50-75%, хотя это может произойти и раньше.
Такие прогнозы небезосновательны. Попытки международного сообщества спасти греческую экономику и вложенные в нее сотни миллиардов евро не принесли ожидаемого результата: уровень безработицы в Греции в июле этого года достиг 23,1%, a в сообщении для печати премьер-министра страны А. Самараса от 24 июля 2012 г. было сказано, что рецессия в Греции может быть более глубокой, чем ожидалось, и увеличен прогноз падения ВВП страны с 4,5 до 7 процентов. Различные источники утверждают, что с пикового 2007 года ценовой индекс греческих акций упал на целых 88%. Нельзя исключать того, что этот индекс упадет еще на столько же, и не факт, что в этом году греческий рынок акций достигнет дна. Ситуация может измениться, только если власти решатся на жесткие политические меры, которые очень болезненно отразятся на рядовых жителях страны, но необходимы для того, чтобы Греция не попала в дефляционную спираль.
Однако признаков того, что руководство Греции готово к таким решениям, не видно: по сообщениям от 19 июля, правительство страны до конца года отказалось от новых мер экономии. При этом, экономическое положение Греции лишь ухудшается, и дело идет к государственному банкроту. Чтобы его избежать, Греция может решиться на выход из еврозоны, и такое мнение становится все более популярным среди инвесторов и экономических экспертов.
Вряд ли кто-то поспорит с тем, что пакет помощи греческой экономике слишком мал. Однако, даже если Греция получила бы больше денег, она едва ли смогла восстановить свою экономику, а тяжкий долговой груз лишил бы ее возможности новых займов на мировых рынках.
По мнению профессора Нью-Йоркского университета Н. Рубини (N. Roubini), все альтернативы, которые позволили бы Греции восстановить свою конкурентоспособность, требуют девальвации валюты, но пока страна является частью еврозоны, это маловероятно. Сильное ослабление евро не ожидается.
В то, что греческие реформы приведут к сокращению производственных издержек и росту производительности труда, также мало кто верит. Это долгосрочный процесс, а Греция ждать не может. Еще одним спасательным кругом могло бы стать резкое падение цен и зарплат (так называемая внутренняя девальвация), но это опять-таки - долгий процесс, ведущий к многолетней экономической депрессии.
Ни один из вышеупомянутых альтернативных вариантов для Греции неприемлем. Поэтому ее решение о выходе из еврозоны может стать едва ли не единственным путем к спасению. Возврат к национальной валюте сильно бы девальвировал ее ценность и уже в краткосрочной перспективе стимулировал бы рост конкурентоспособности греческой продукции и экономики в целом.
Директор вашингтонского Центра политических и экономических исследований М. Вейсброт (M.Weisbrot) полагает, что с выходом из еврозоны Греция очень много потеряет, но эти потери все равно будут меньше тех, которые последуют в противном случае. М. Вейсброт сравнивает нынешнюю ситуацию в Греции с финансовым кризисом начала двухтысячных в Аргентине, которая смогла справиться с возникшими проблемами, отвязав свою валюту от доллара и обесценив ее. Такой сценарий мог бы помочь и Греции, если она все-таки решится отказаться от евро.
Еще одним толчком к выходу Афин из еврозоны может стать все более жесткая европейская риторика по отношению к экономической политике страны. 25 мая сего года президент ЕС Герман Ван Ромпей заявил о том, что Греция сможет остаться в еврозоне, если выполнит взятые на себя обязательства, с чем поспешили согласиться президент США Б. Обама, канцлер Германии А. Меркель, глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и другие видные политики. В то же время глава МВФ К. Лагард и многие руководители центральных банков стран ЕС не исключают того, что Греция все-таки покинет еврозону.
Если Афины будут не в состоянии проводить целенаправленные экономические реформы, МВФ, ЕЦБ и ЕС (так называемая «тройка спасения»), находясь под постоянным политическим давлением, могут сократить объем выделяемой Греции помощи или вообще приостановить данный процесс, чего вполне можно ожидать уже в ближайшем полугодии. Такое решение оставит греков без средств на зарплаты государственным служащим, пенсии и другие социальные нужды.
Иными словами, вероятность выхода Греции из еврозоны сегодня, как никогда, высока. Все более откровенные разговоры чиновников ЕС о санкциях, если Афины откажутся от проведения необходимых фискальных реформ, могут означать лишь то, что уже готовится (подготовлен) план по управляемому распаду еврозоны, что позволит сохранить достижения единого европейского рынка (в противном случае - все закончится полным крахом евро и огромными проблемами как для ЕС, так и для всей мировой экономики). Возможно, «тройка спасения» решила, что Греция не стоит выделяемых ей денег, и последствия ее отказа от евро будут для Европы пусть и болезненными, но не фатальными.
Обобщая, можно констатировать, что в данный момент Греция застряла в спирали неплатеже- и неконкурентноспособности, роста торгового дефицита и усиливающейся экономической депрессии. Едва ли не единственный способ остановить падение - невыполнение принятых на себя обязательств международному сообществу, и как следствие - выход из еврозоны, координацией которого занялись бы МВФ, ЕЦБ и ЕС. Это был бы выбор в пользу наименьшего из двух зол - с минимальными убытками для всех заинтересованных сторон.