В мусульманских странах огромной популярностью стали пользоваться исторические сериалы, особенно - посвященные ранней истории ислама. Снимать такие сериалы начали в Иране, и на телевизионных каналах страны существует жесткая конкуренция в изображении разных трактовок этого периода истории.
Производство религиозных сериалов началось в 90-е годы. До этого, правда, тоже снимались такие сериалы, в частности, неоднократно показанная по телевидению «Повесть о любви» («روایت عشق») о гибели имама Хусейна в Кербеле. Но начало массовому производству подобных сериалов положил многосерийный исторический фильм «Имам Али» («امام علی») режиссера Дауда Мирбагери.
Эти фильмы пришлись по вкусу не только зрительской аудитории в Иране, но и в ряде других мусульманских стран, поэтому вскоре были сняты и показаны по телевидению другие сериалы - такие, как «Одинокий вождь» («تنهاترین سردار»), «Утраченная святость» («معصومیت از دست رسته»), «Семь спящих отроков» («اصحاب کهف») и «Пророк Юсуф» (یوسف پیامبر). Последний иранский сериал такого рода под названием «Жизнь Мухтара» («مختارنامه») был переведен на арабский язык и настолько понравился зрителям в других странах, что во время его трансляции по телевидению жизнь на улицах городов, особенно в Ираке, замирала, и все с увлечением следили за развитием сюжета.
Читайте также: Исламское пробуждение
Тем не менее, сериалы такого рода вызывают острую критику. В частности, в самом Иране и за его пределами раздаются заявления о том, что неэтично снимать сериалы на такие темы. Иран упрекают и в том, что он снимает фильмы и сериалы об исторических личностях, имеющих арабское происхождение.
Несмотря на протесты (а иногда и саботаж) в связи с трансляцией иранских религиозных сериалов, арабские телеканалы сами взялись за производство телесериалов о выдающихся личностях эпохи ислама. В качестве примера можно привести телеканал MBC, который в месяц Рамазан показал сериал о шиитских имамах под названием «Хасан, Хусейн и Муавия», в котором впервые шиитские имамы в исполнении арабских актеров были изображены без соблюдения религиозных норм, и это вызвало шквал критика со стороны как шиитских улемов, так и суннитских духовных авторитетов.
Тот же телеканал в этом году в вечерние часы месяца Рамазана транслировал тридцатисерийный сериал «Омар» о жизни второго мусульманского халифа. В нем изображены важнейшие события ранней истории ислама, война мусульман с иранской империей династии Сасанидов, другие завоевательные походы арабов времен второго халифа, а также показывается первый шиитский имам Али. Этот сериал также вызвал массу возражений суннитских лидеров из-за того, что, помимо нарушения табу на показ лица второго халифа, этот фильм к тому же был показан в священный месяц Рамазан.
Также по теме: «Демократическая весна» в исламском мире
Показ сериала «Омар» о событиях ранней истории ислама в трактовке ваххабизма свидетельствует о том, что, несмотря на все протесты мусульманской общественности, ваххабистская сеть телеканалов MBC намерена продолжить свою деятельность. Если раньше она пыталась увеличить свою аудиторию за счет показа переведенных на арабский язык голливудских и индийских фильмов, то сейчас ее и другие популярные арабские каналы привлекает перспектива производства религиозных исторических сериалов. Эта позиция не меняет общей установки MBC на пропаганду западной культуры в арабском мире, поэтому в целях противодействия мифотворчеству таких сериалов Организации телевидения и радиовещания Ирана следует составить обширную программу ответных мер.
Некоторое время тому назад был опубликован список сериалов, которые планируется снять до 2021 года. В него вошли многосерийный фильмы о пророках, исламе, истории Ирана, современной истории, героях и командирах ирано-иракской войны и Исламской революции. В частности, готовятся к производству фильмы о Мусе (Иисусе Христе), Ибрахиме (Аврааме), Абу-Талебе (дяде пророка Мухаммеда), Хадидже (жене основателя ислама), имаме Садике, имаме Мусе Каземе, святых Зейнаб, Нарджес-Хатум и Масуме, причем для многих уже готовы сценарии.
Главная проблема иранских телеканалов в производстве исторических религиозных сериалов сводится к большой затратности финансовых средств и времени. Каждый из этих 80 сериалов, заявленных иранским телеканалом Alef, нуждается не только в огромном бюджете, но и во множестве актеров и членов съемочной группы, а на само производство будет потрачено несколько лет. Учитывая насущную необходимость таких кинолент для правильного изображения событий истории ислама, в целях экономии ресурсов можно было бы посоветовать перейти на производство небольших по объему сериалов - таких, как, например, уже упомянутый многосерийный фильм «Утраченная святость», который привлек к себе огромное количество зрителей и оказал на них существенное воздействие.
Перевод Тарасовой Светланы.