В октябре 2010 г. канцлер Германии Меркель заявила о том, что мультикультурный проект в Германии «потерпел полный крах». Это заявление стало отражением общих настроений в переживающем кризис Евросоюзе, однако его исключительная значимость обусловлена тем, что оно было сделано лидером Германии, политики которой всегда избегали острых высказываний в адрес представителей других народов.
В начале 2011 г. с мнением Меркель согласились премьер-министр Великобритании Кэмерон и президент Франции Саркози. На конференции 2011 г. в Мюнхене Кэмерон так отозвался о мультикультурализме: «В Великобритании некоторые молодые люди с трудом ассоциируют себя с традиционными исламскими практиками, которые практикуют их родители (…). Но эти молодые люди с таким же трудом ассоциируют себя с Британией. Это происходит потому, что мы позволили ослабить свою коллективную идентичность. (…) Нам не удалось предложить видения общества, частью которого они хотели бы быть. Мы даже толерантно относились к такому поведению со стороны отдельных общин, хотя оно полностью противоречит нашим ценностям».
Читайте также: Арабо-израильский конфликт на улицах Берлина
Через несколько дней позицию английского лидера поддержал Саркози: «Мой ответ без сомнения «да» - [мультикультурализм] это неудача. Мы были через чур озабочены идентичностью прибывших лиц и недостаточно беспокоились об идентичности принимающей их страны. (…) Если ты приезжаешь во Францию, ты соглашаешься стать частью национальной общины, а если ты не хочешь этого делать, тебя здесь никто не ждет».
Неудачи мультикультурализма часто объясняются неспособностью мигрантов из мусульманских стран интегрироваться в жизнь принимающей их страны. В принципе это касается всех приезжих, что связано с языковым барьером, безработицей, злоупотреблениями социальными гарантиями, образом жизни прибывших и т.д. И все же следует обратить внимание на то, что европейские лидеры говорят прежде всего о противоречивости мультикультурализма, которую можно охарактеризовать как своеобразный парадокс.
В соответствии с парадигмой мультикультурализма, познание культурных различий есть условие справедливости, а общество сильнее тогда, когда все люди в нем принимаются такими, какие они есть. Парадокс же мультикультурализма возникает вследствие несоответствия теоретических постулатов и практических реалий их реализации. Иными словами, он проявляется тогда, когда возвышение национальных меньшинств (их культуры, образа жизни и т.д.) достигает той точки, в которой оно начинает противоречить основным принципам мультикультурализма - открытости и толерантности. Причины, которые создают условия для толерантного отношения к другим народностям, приводят к тому, что в обществе появляются определенные «табу», которые ограничивают его большинство в проявлении своей собственной идентичности и в критике образа жизни мигрантов (прежде всего мусульман). Всяческие дискуссии между представителями различных народов не приветствуются, хотя диалог между культурами является сутью мультикультурализма.
Также по теме: Христианство и ислам - это разговор об одном и том же, но на разных языках
Если посмотреть на основу европейской идентичности, мультикультурализм как концепция, предполагающая сосуществование разностей, выглядит неоднозначно. ЕС представляет собой содружество государств, которых объединяют такие фундаментальные ценности, как демократия, толерантность, уважение прав и свобод человека, свобода слова и т.п. Все это критерии европейскости, которым мультикультурализм по сути противоречит: в демократических странах Евросоюза существуют религиозные общины, которые не признают права человека (например, права женщин в мусульманском мире), которым чужда свобода слова, которые критически относятся к демократии и - что особенно важно - которые не ассоциируют себя со страной проживания (ее культурой, традициями, мировоззрением, образом жизни и т.д.).
Важно подчеркнуть, что речь в данном случае идет не о всех мигрантах. И все же мусульмане, численность которых в Европе заметно выросла, как никто другой создают основу для дискуссий на тему провальности политики мультикультурализма. Их неспособность стать частью западного сообщества ведет к росту экстремистских настроений, социальной отчужденности, вражде. Возникают подозрения, что поборники радикального ислама негативно относятся к странам Запада, поддерживают терроризм и вообще не собираются интегрироваться в социальную среду, в которой проживают.
Следует признать, что государственная политика, которая пусть и косвенно, но способствует разделению общества на группы, выглядит по меньшей мере странно, а попытки уклониться от дискуссий на неудобные для мигрантов темы не имеют ничего общего с истинной толерантностью. Поэтому дебаты и поиск способов интеграции приезжих в социальную жизнь принимающей страны должны стать первыми шагами на пути к слому укоренившихся «табу» и началу серьезной дискуссии о том, как, живя рядом, не жить порознь.