Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Правда ли, что все машины сейчас на одно лицо?

Дизайнер Франко Сбарро уверен, что машины сейчас не только стали лучше, но и становятся все прекраснее

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Сейчас все машины уродливы и похожи одна на другую». Это фраза-фетиш пресыщенных скептиков, которые с трепетом вспоминают автомобили своей молодости. Таков автомобилистский вариант знаменитой фразы «раньше было лучше» консерваторов всех мастей, для которых инновации - это кратчайший путь к упадничеству, однополым бракам и анархии.

«Сейчас все машины уродливы и похожи одна на другую». Таков автомобилистский вариант знаменитой фразы «раньше было лучше» консерваторов всех мастей, для которых инновации - это кратчайший путь к упадничеству, однополым бракам и анархии. 

 

«Все машины уродливы и похожи одна на другую». Это фраза-фетиш пресыщенных скептиков, которые с трепетом вспоминают автомобили своей молодости: у тех авто был характер, несмотря на все слова их родителей, вздыхавших по моделям их собственной юности. 

 

«Такие слова - полная бессмыслица, - говорит знаменитый итальянский дизайнер Франко Сбарро (Franco Sbarro, я пишу «знаменитый» для молодежи, которая впервые слышит это имя: да, молодежь сейчас тоже не та, что раньше, ничего и никого не знает…). - Машины напоминают друг друга не больше, чем раньше, и уж точно не стали уродливее, даже наоборот».  

 

Ему 73 года, и он знает, о чем говорит. На его глазах сменилось немало машин, да что там, целые поколения. Прославился он в первую очередь как разработчик прототипов и конструктор копий ключевых моделей автомобильной истории, которые буквально вырывают друг у друга из рук коллекционеры со всего мира. Это не говоря уже о его знаменитой технической находке: «орбитальное колесо» без ступицы, которое, как ни странно, предпочитают игнорировать крупнейшие производители.   

 

 «Самое устойчивое клише заключается в том, что требования безопасности и необходимость снизить объемы потребления топлива стесняют воображение конструкторов и мешают им выразить себя, - продолжает он со своим специфическим итальянско-швейцарским акцентом. - Разумеется, здесь есть ограничения, но не больше, чем в прошлом, тогда как новые материалы и новые технологии производства дают небывалую раньше свободу действий».  

 

- То есть, отсутствие интереса к новым автомобилям - удел старых глупцов? 

- Да. Мне кажется, что машины становятся все красивее, и что, как ни парадоксально, ощущение их похожести объясняется как раз большим их количеством. Существует огромное число марок и моделей, в связи с чем нам неизбежно попадаются общие или, по крайней мере, в чем-то схожие идеи. Такое обилие и богатство пресыщают людей…  

 

- Правда? Но ведь сейчас существует меньше брендов, чем на заре автомобилестроения, когда, например, во Франции насчитывались десятки автопроизводителей…

- Да, но сейчас машины идут со всего мира, и ложащиеся в основу их разработки идеи стали сложнее и опираются на самые разные культурные кодексы. Взгляните, например, на внедорожники: раньше были Land Rover с одной стороны и американские стандарты с другой. Сегодня внедорожники делают повсюду, в Европе, США, Японии, Корее… Здесь просматривается очень разное влияние. Конечно, кое-что в таких ситуациях теряется, потому что внедорожники Mercedes в большей степени американские, чем немецкие, но все же…   

 

«Серия DS - это возвращение к традициям оригинальности Citroën»

 

Когда мы спрашиваем его, что ему нравится или не нравится в машинах, которые сегодня ездят по улицам, он не торопится с ответом, и нам приходится настаивать, рискуя навлечь на себя его недовольство. Нельзя так долго проработать в дизайне, не наделав себе друзей и врагов. О друзьях мы предпочитаем говорить только хорошее (на то они и друзья), а что касается врагов, наверное, лучше промолчать, чтобы не сойти за старого ворчуна. 

 

- Как мне кажется, интереснее всего на рынке сейчас компания Volkswagen, хотя иногда ей и не хватает той нотки безумия, которую удалось сохранить итальянским производителям. Когда я смотрю на пройденный путь в дизайне таких компаний, как Audi, которая сейчас выступает на равных с BMW и Mercedes, это вызывает у меня искреннее восхищение. 

 

- Тем не менее, некоторые машины VW все же напоминают друг друга, потому что у Volkswagen, Seat, Skoda и Audi встречаются одни и те же платформы… 

- Эти общие платформы могут стать проблемой, потому что они должны быть взаимозаменяемыми по экономическим причинам, однако ничего подобного не происходит. Не думаю, что сохранение схожести брендов в VW было провалом.  

 

- А что с французскими компаниями, они еще умеют делать красивые машины? 

- Разумеется! К сожалению, они оставили разработки в премиум-классе, где раньше им удалось достичь таких высот, но мне все кажется, что современные французские машины приятны на вид, особенно линейка DS от Citroën, которая возрождает традиции оригинальности». 

 

Свои оптимистические взгляды на жизнь Франко Сбарро уже 25 лет стремится передать в школе автодизайна Espéra-Sbarro при Технологическом университете Бельфор-Монбельяра (ее закончил, например, Весан Басо (Vincent Basso), который сегодня возглавляет разработку гибридных проектов в PSA). Каждый год к нему приходят три десятка юных талантов, которых он стремится научить чему-то большему, чем просто дизайну: 

 

«За «знанием» скрывается «умение», то есть готовность запачкать руки в смазке, владение всеми инструментами в мастерской и понимание материалов. У разных школ разные подходы».

 

В этом году его школа представила электрический концепт Sbarro-Intencity (впервые показан в марте на женевском салоне), который можно назвать как угодно, но уж точно не банальным. 

 

В свое время его ученики, безусловно, как и все, тоже станут старыми ворчунами, которые будут со вздохом вспоминать о Clio и пускать слезу по R5 и R12, но пока что они творят магию Сбарро…