Небрежное отношение Facebook к сохранению тайны личной информации - снова в центре внимания общественности. На прошлой неделе стало известно о партнерстве Facebook с Datalogics, фирме, которая следит за розничными скидочными программами и помогает социальной сети узнавать, какая реклама на ее страницах приводит к потребительским покупкам.
Всякий раз, когда Zuckerberg Inc. раздвигает границы обмена пользовательской информацией с третьими сторонами, поднимается волна возмущения. Вспомните недовольство, возникшее после того, как Facebook перевел все аккаунты на дефолтные настройки публичности, или когда соцсеть автоматически подписала пользователей на обмен информацией со сторонними сайтами. На настоящий момент неверие в желание Facebook защитить наши данные настолько масштабно, что все это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Читайте также: Skype не признает, что копирует разговоры для полиции
И тем не менее, мало кто уходит из Facebook в знак протеста. Сайт продолжает привлекать пользователей. По последним подсчетам, социальная сеть может похвастаться 995 миллионами пользователей. В июле стало известно, что, хотя в США пользовательская база компании с января сократилась на 1,7%, в Азии и Бразилии число пользователей продолжает быстро расти. Невзирая на наше недовольство недостатками Facebook в отношении защиты частной информации, сеть стала неотъемлемой частью нашей культуры. Что наводит на вопрос: наступит ли переломный момент, когда мы спросим себя, каким количеством информации мы разрешаем Facebook делиться с третьими сторонами?
Не то чтобы Facebook скрывал от нас свое отношение к частному и публичному. Все-таки девизом компании является «делать мир более открытым и взаимосвязанным». Основатель компании Марк Цукерберг любит подчеркнуть, что вопросы приватности больше не волнуют современное общество. «Людям действительно понравилось не просто делиться информацией, хорошей и разной, но и делиться ею более открыто и с большим количеством людей», - сказал он в 2010 году. Примерно в то же время Цукерберг назвал решение Facebook поменять настройки приватности ключевым в русле инновационных целей компании. И это решение действительно ключевое: после катастрофического IPO и резкого падения цен на акции FB тяжело доказать, что контекстная реклама преобразовывается в реальную прибыль.
Также по теме: Могут ли вас уволить за то, что вы пишите в Facebook?
Тем временем в результате недавней покупки Glancee компания намерена заработать на том, что CNN назвал «самой пугающей тенденцией 2012 года» - на приложениях пассивного определения местоположения. Эти приложения «дружественной слежки» оповещают пользователя о том, что рядом находятся его друзья, друзья друзей и даже незнакомцы со схожими интересами. В отличие от Forsquare, Glancee не требует регистрации; он работает в тени, мониторя GPS-данные с мобильных телефонов. Создатели приложения рекламируют сервис как «способ обнаружить вокруг себя скрытые связи». Это - еще один шаг к тому типу вуайеризма, в котором так часто упрекают Цукерберга.
Много говорится о том, что видение Цукерберга прозрачного онлайн-мира переворачивает наши социальные нормы и создает поколение, которому нравится постить и выкладывать в интернет все о своей жизни. Однако, реальность чуть сложнее. Надо начать с того, что пользователи в Европе оказались гораздо более чувствительными к вопросам приватности, чем американцы; Европейская Комиссия и национальные правительства ввели законы с целью ограничить объем личной информации, который Facebook может хранить, и количество тех, с кем ею можно делиться. И даже в США есть признаки того, что поколение интернета, может быть, не так уж и стремится раскрывать все свои личные тайны и секреты. Молодежь, скорее, навострилась создавать личные профили, которые кажутся открытыми и спонтанными, но на самом деле - вполне «под контролем». Недавнее исследование показало, что пользователи в возрасте 20 лет и чуть старше - гораздо более скрытны в отношении своих профилей и более решительны в отношении удаления нежелательных постов и фотографий по сравнению с пользователями постарше. Это поколение осознает, что все, что было выложено в интернет, может - случайно или намеренно - стать публичным. Разумеется, это отношение отражает степень нашей сегодняшней увлеченности созданием в Facebook лирического героя, который будет представлен пристальному взору миллиона цифровых глаз.