Кельн – Мир зависит от американского доллара, и значит - от денежной политики американского центрального банка – Федрезерва. Но такая ситуация не может оставаться неизменной. Восхождение Китая меняет и соотношение сил на международном финансовом рынке. Помимо доллара и евро, юань также может стать мировой валютой. Но остается вопрос: когда это случится?
«Это может продолжаться 20 лет, но интернационализация все равно произойдет», - заявил представитель китайской Академии социальных наук (CASS) Цзян Шисюэ в Кельне на форуме, посвященном Китаю и финансовым рынкам. Этот аналитический центр занимает ведущие позиции в Китае в соответствующих областях, а сам китайский ученый считается близким советником правительства в Пекине. В Кельне Цзян Шисюэ участвовал в дискуссии с представителями экономики и политики. Тема этого мероприятия была сформулирована так: «Юань – новая мировая валюта? Как Китай меняет финансовый рынок».
О силе юаня можно лишь относительно судить по обменному курсу. Китайская валюта в прошлую пятницу достигла высшего уровня по отношению к доллару с начала 1990-х годов. Тогда в Китае были объединены официальный обменный курс, а также тот курс, на основе которого велись расчеты на рынке. С того времени Пекин строго следит за тем, чтобы китайская валюта не повышалась в стоимости слишком быстро. Сильный юань наносит ущерб китайской экспортной экономике.
Вот уже в течение многих лет Соединенные Штаты упрекают китайцев в том, что они искусственно удерживают свою валюту на низком уровне для того, чтобы иметь конкурентное преимущество. В свою очередь, Китай жалуется на то, что Америка цинично использует свои привилегии, располагая мировой резервной валютой. Господствующее положение доллара позволяет Соединенным Штатам манипулировать своей валютой и одновременно диктовать остальному миру размер процента, отметил Цзян Шисюэ.
Доллар все еще доминирует в мире. Большая часть торговли и почти вся торговля сырьевыми товарами по-прежнему осуществляется с помощью американской валюты. Кроме того, большинство государств хранят свои валютные резервы в американских государственных облигациях, то есть - в долларах. Они не могут поступить иначе, так как никакой альтернативы на горизонте нет. Евро в свои ранние годы был способен завоевать «часть рынка». Однако долговой кризис сильно подорвал доверие к европейской валюте. Международные инвесторы вновь больше полагаются на доллар. Соединенные Штаты были и остаются самым крупным и самым ликвидным рынком заимствований в мире.
Китай держит США в своих руках
Примерно 60% международных валютных резервов составляют доллары, 27% - евро, и примерно 4% - иены и британский фунт стерлингов. «Доллар еще долго будет оставаться мировой резервной валютой, - считает главный экономист компании Allianz Михаэль Хайзе (Michael Heise). – Китай для этого еще должен сделать очень много».
Китайцы сами позаботились о том, чтобы доллар оставался валютой номер один. Они в течение многих лет вкладывали свои доходы от экспорта в американские облигации. Они владеют американскими долговыми обязательствами на сумму, превышающую один триллион долларов. Таким образом Китай является крупнейшим кредитором Соединенных Штатов, если не считать Федрезерв США.
Гора долларовых банкнот одновременно является как проклятьем, так и благом. С одной стороны, Китай занимает по отношению к Соединенным Штатам весьма влиятельную позицию. Крупнейшая экономика в мире продолжает зависеть от кредитов, а также от финансирования своего благосостояние другими государствами. Иначе говоря, американцы зависят от дальнейшего получения кредитов от Китая. Экономист Барри Айхенргрин (Barry Eichengreen) из Университета Беркли сделал подсчет, в соответствии с которым Соединенные Штаты за счет своей валюты могут ежегодно иметь дефицит по текущим платежным операциям в размере примерно 500 миллиардов долларов.
С другой стороны, китайцы находятся в сложном положении. Если они вдруг сегодня примут решение и перестанут покупать американские облигации или захотят продать значительную их часть, они сами нанесут себе ущерб. Стоимость американских государственных облигаций упадет, и это приведет к большим потерям Китая. По крайней мере, именно так оценивает ситуацию американское Министерство обороны. Пентагон занимался изучением вопроса, сможет ли Китай за счет «агрессивной продажи значительной части» государственных облигаций расшатать экономику Соединенных Штатов. «У Китая - мало привлекательных возможностей для вложения значительного количества валютных средств, помимо американских облигаций», - подчеркивается в докладе Пентагона.
Это известно и китайцам. Они не хотят излишне торопиться, поэтому тянут время. Вместо того, чтобы одним ударом покончить с доминирующим положением доллара, они намерены шаг за шагом создавать ему противовес. «Это не хорошо, когда на финансовых рынках доминирующее положение занимает одна валюта, - подчеркнул Цзян Шисюэ. - Мы хотим иметь справедливую систему, которая учитывала бы интересы всех, в том числе - и стран с развивающейся экономикой». В переводе это означает: с господством доллара нужно покончить.
Экономическая динамика свидетельствует в пользу Китая. Если эта страна и дальше будет расти такими же темпами, то через 10 или 15 лет она уже сможет обогнать Соединенные Штаты и стать крупнейшей экономикой в мире. В отличие от Китая, американская экономика страдает от последствий экономического кризиса. Экономический рост стагнирует на низком уровне, безработица и дефицит внешней торговли продолжают оставаться высокими. Для того, чтобы стимулировать конъюнктуру, американский Федрезерв печатает все больше денег и таким образом обесценивает доллар.
Что будет с евро?
В настоящее время юань как резервная валюта не играет никакой роли. Пока он не станет свободно конвертируемой валютой, это положение не изменится. Однако Китай работает в этом направлении. Помимо Гонконга, китайское правительство создает новые торговые площадки с особыми правами. С начала года Лондон считается перевалочным центром для так называемого оффшорного юаня, который позволяет проводить торговлю облигациями и осуществлять инвестиции в юанях.
В качестве торговой валюты юань уже занимает прочное положение. Китай в 2010 году договорился с тремя другими крупными странами с развивающейся экономикой – Бразилией, Индией и Россией – о том, чтобы использовать в торговле друг с другом национальные валюты. С конца 2011 года действует подобное соглашение с Японией. Обе азиатские экономики хотят в будущем торговать друг с другом не с помощью доллара, а напрямую, используя юань и иену. И немецкие предприятия в настоящее время уже могут оплачивать свои счета в юанях.
По оценке крупного банка HSBC, Китай примерно через три года будет осуществлять около половины своей торговли в собственной валюте. Это в свою очередь оставит свои следы на валютном рынке. Старое правило гласит: деньги следуют за торговлей. По мере того как Китай из экспортера превращается в импортера, растет и желание других центральных банков ориентировать свои валюты на Китай и увеличивать резервы в юанях, подчеркивается в исследовании, проведенном Deutsche Bank Research. «Мы исходим из того, что китайская валюта станет второй в мире», - подчеркивает руководитель отдела по работе с компаниями филиала Deutsche Bank в Китае Эдди Хеннинг (Eddy Henning).
С уверенностью можно говорить о том, что мировая валютная система должна измениться, и, вероятно, единственная и бесспорная мировая валюта перестанет существовать. «Объемы мировой торговли за последние 20 лет увеличились в три раза, а международные финансовые потоки выросли в пять раз. При этом быстро развивающиеся рынки стали играть важную роль. А мировая валютная система не успевает за этим развитием, и многие считают это одной из причин возникновения финансового кризиса. Из-за этого возникает давление, направленное на проведение изменений и на приспособление», - подчеркивает руководитель немецкого исследовательского отдела компании Deloitte Александр Берш (Alexander Boersch).
Объем ежедневной торговли Китая с ЕС превышает миллиард евро
Одна консультативная фирма опубликовала масштабное исследование относительно ситуации с валютами в 2030 году. Его авторы считают, что возможны различные сценарии. Первый вариант: Европа и Соединенные Штаты фокусируют свое внимание на внутренней экономике, экономический рост в мире замедляется, потоки капиталов иссякают. Китай вынужден пересмотреть свою экспортную модель. Многополярная мировая валютная система теряет свое значение. Второй вариант: американский доллар и юань становятся новыми основными валютами, поскольку обе страны занимают доминирующее положение в мировой валютной системе, тогда как еврозона постепенно распадается и становится маргинальной. Американский доллар остается ведущей валютой в торговле сырьевыми товарами, тогда как юань доминирует во внутриазиатских торговых потоках. Третий вариант: юань становится основной мировой валютой для стран БРИК, евро восстанавливает свои позиции, тогда как американский доллар практически не имеет никакого значения.
Какой из этих сценариев является наиболее вероятным – об этом можно только спорить. Если верить Цзян Шисюэ, то китайцы, скорее, стремятся к многополярному миру. «Если юань и евро в будущем будут играть более заметную роль, то в таком случае мир больше не будет зависеть только от интересов Соединенных Штатов. Это было бы хорошо для Китая и для Европы», - подчеркнул китайский профессор во время своего пребывания в Кельне.