Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
3D-печать для удовольствия и для прибыли: серьезное хобби взрослеет

Но станет ли это новой промышленной революцией?

© Фото : Анастасия Мещанкина3D граффити
3D граффити
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В этом году на выставке изобретений Maker Faire в категории «3D-печать» было представлено 76 экспонатов, а у двух стендов, посвященных этой технологии, постоянно толпились посетители. Они брали в руки и рассматривали сцепленные между собой кубики, сферические решетки, браслеты и яркие фигурки. При этом гости постоянно спрашивали: «Это трехмерная печать?», хотя ответ неизменно был утвердительный.

В этом году на выставке изобретений Maker Faire в категории «3D-печать» было представлено 76 экспонатов, а у двух стендов, посвященных этой технологии, постоянно толпились посетители. Они  брали в руки и рассматривали сцепленные между собой кубики, сферические решетки, браслеты и яркие фигурки. При этом гости постоянно спрашивали: «Это трехмерная печать?», хотя ответ неизменно был утвердительный. «Это будет родитель с ребенком на руках, и рот у ребенка едва открыт, а потом я посмотрю на родителя, и у него рот тоже откроется», - рассказывает Элиза Ричардсон (Elisa Richardson), представляющая компанию 3D-печати Shapeways.

Термин «3D-печать» обозначает серию технологий послойного создания твердого объекта на основе виртуальной трехмерной модели. Эти технологии стремительно дешевеют и становятся все более доступными. В разговорной речи у 3D-печати есть два определения. Определение первое: революционное движение, в котором рабочие станут собственниками средств производства. Определение второе: инновационная технология, которая в своем самом впечатляющем виде позволяет изготавливать безделушки, вполне могущие сойти за китайскую продукцию.

Главный редактор Wired Крис Андерсон (Chris Anderson) вчера опубликовал книгу, которая называется «Makers: The New Industrial Revolution» (Творцы: Новая промышленная революция). В ней главное место отведено 3D-печати. «Станки превращаются в кнопочные прессы, - заявил Андерсон во время своего выступления на выставке, указывая на вынесенный на сцену зализанный 3D-принтер в форме микроволновки. – Какой мир они создадут?»

Читайте также: Аргументы против инноваций

По словам Андерсона и его содокладчика Бри Петти (Bre Pettis), создавшего компанию MakerBot Industries и ставшего харизматичным лидером и главным лицом движения 3D-печати, мир ждет яркое будущее благодаря зарождающейся отрасли трехмерной печати. Эти люди принадлежат к категории оптимистов, считающих, что 3D-печать является революционной технологией, и окажет на мир воздействие столь же огромного масштаба, как интернет на издательское дело.

Творческое техническое сообщество полностью разделяет такие настроения. Этот синдикат предпринимателей и мыслителей объединяет кустарное производство с высокими технологиями. Те экспонаты, что были представлены в этом году на выставке Maker Faire, позволяют краем глаза взглянуть на то, чем может стать 3D-печать, а также понять, какой огромный путь ей еще предстоит пройти.

Шумиха

В прошлом месяце исследовательская фирма Gartner назвала 3D-печать «пиком чрезмерных ожиданий» в своем ежегодном докладе о шумихе и навязчивой рекламе новых технологий. Если 3D-печать пойдет путем других революционных технологий, например, интернета, то она не создаст никакого поворотного момента в истории и разочарует своих первых фанатов. Как отмечает Gartner, 3D-печать ждет полоса относительной безвестности, но она будет развиваться и со временем выйдет на уровень отраслей с серийным производством.

А в выставочном павильоне 3D-печати некоторые инновационные начинающие компании показывали свой товар лицом. «Через 10 лет 3D-принтер будет в каждом доме», - заявил инженер Крейг Броуди (Craig Broady) из фирмы Formlabs. Этот стартап из Кембриджа, занимающийся 3D-печатью, собрал инвестиций на сумму 1,4 миллиона долларов, чтобы осуществить свой новый проект с начальной стоимостью 100000 долларов, который планируется запустить через 22 дня.

Также по теме: Это не наука, а зло


В большинстве 3D-принтеров используется технология под названием «моделирование методом наплавления», когда пластик нагревается и укладывается слоями через экструзионную головку. Это значит, что объект плавится, пока не будет изготовлен полностью. Formlabs разработала принтер, который она называет FORM 1. Там используются лазеры и жидкий полимер, чтобы печатать объекты с высокой точностью, какой еще не знает новая отрасль. Компания продемонстрировала принтер в действии при помощи увеличительного стекла, когда он делал изящную копию Эйфелевой башни.

Какой бы статус ни обрела эта технология – меняющего мир революционного прорыва или обычного нововведения - 3D-печать вызывает у людей восхищение. Посетители выставки просто ломились на стенд Formlabs, разглядывая оранжевые принтеры компании, щупая шахматные фигуры, изготовленные по технологии трехмерной печати, и задавая вопросы об Эйфелевой башне. Броуди вытащил из кармана свой iPhone, чтобы проверить, сколько людей поддерживают новый проект компании: более 700. «Дизайнеры смогут прототипировать детали, а детишки, конечно же, делать игрушки, - сказал он. – Эти штуки можно использовать для чего угодно».

Впервые революцию 3D-печати провозгласили в начале века. Затем цена станков, способных печатать пластмассовые объекты по компьютерным моделям, начала снижаться с сотен до десятков тысяч. Чуть больше шести лет тому назад, когда самый дешевый 3D-принтер стоил 25000 долларов, сайт Gizmag размечтался, что 3D-печать «со временем проникнет в местные мастерские, которые будут делать образцы прямо при вас, а потом и в дома, где модели можно будет скачивать в интернете, а потом изготавливать то, что хочется».



Похоже, что сегодня отрасль 3D-печати развивается слишком стремительными темпами. Домашний принтер сегодня можно купить дешевле 500 долларов. Качество продукции быстро повышается, размеры объектов увеличиваются, как и число компаний, занимающихся 3D-печатью, а количество статей на эту тему за 2012 год уже в два раза больше, чем в прошлом. Вот лишь один типичный заголовок, появившийся на страницах Telegraph: «3D-печать: технология, которая может преобразить мир».

Читайте также: Всемирный рейтинг инноваций 2012

Несмотря на технические достижения, 3D-принтеры по-прежнему не могут воспроизводить объекты с подвижными деталями. Большинство начинающих компаний 3D-печати и кустарей-одиночек на выставке демонстрировали довольно примитивную продукцию, например: логотипы, неровные фигурки, а также чудеса геометрии. Компания Afinia, стремящаяся заниматься профессиональным дизайном, напечатала несколько фигурок призраков Хэлоуин. Weistek, претендующая на роль первой компании 3D-печати в Китае, хвасталась фигурками Будды, дракона и крошечной чашкой лапши.

Детям понравилось печатать игрушечных акул на принтере MakerBot – процесс занимает 36 минут, но это все равно круто. Но похоже, большинство посетителей не понимали смысл того, что они видели. «Да, у нас нет 3D-принтера, - заворчал на своих детишек один папаша. – И нам придется просто вырезать фигурки из бумаги».

Больше чем игрушка, но еще не революция

В апреле 2011 года голландская компания Shapeways устроила в Нью-Йорке небольшое неформальное сборище по поводу открытия своего офиса. Офис был такой новый, что его еще не обставили мебелью. Вместо этого компания уставила два белых стола образцами продукции дизайнеров, чьи творения Shapeways печатала на своих машинах средней мощности, а потом отправляла покупателям. Поскольку компания сама занимается производством, ее объекты 3D-печати казались самыми красивыми и самыми сложными среди всех остальных в отрасли.

Но когда слухов о том, как 3D-печать изменит мир, появилось выше крыши, темпы ее распространения стали менее чем впечатляющими. В то время Shapeways печатала в основном белые геометрические скульптуры, витиеватые браслеты, мерзкого вида серьги, бессмысленные конструкции и одноцветные фигурки, которые из-за своих видимых линий были похожи на шагающие пружинки.

Также по теме: Интеллектуальная собственность - новый мир прав и отчислений

Спустя полтора года линейка продукции Shapeways выглядела совсем иначе.

Сегодня компания производит продукцию из 30 различных материалов, включая серебро, нержавеющую сталь и глазурованную керамику. Один из самых популярных товаров Shapeways – «Маленький печальный Киану Ривз». Это крохотная фигурка актера в блейзере и джинсах, сделанная из песчаника. Лицо и руки у него вполне естественного цвета, пальцы разделены, текстура волос подчеркнута. На выставке компания показала зажигалку, солнечные очки, а также детально вырисованную копию кота Ньяна, плывущего на 8-битной радуге.

Как Shapeways удалось настолько усовершенствовать свою продукцию? Принтеры стали лучше и совершеннее, говорит директор компании по маркетингу Карин Карми (Carine Carmy). Кроме того, усовершенствованы технологии, применяемые  после печати, а также принципы моделирования. Программное обеспечение также улучшается и становится все удобнее, отмечает она.

У Shapeways есть несколько машин в Нью-Йорке, а также фабрика в Нидерландах. Кроме того, в этом месяце она откроет фабрику в Лонг-Айленд-Сити. Что касается производства продукции из более прочных материалов, таких как керамика и металл, то Shapeways сотрудничает в этом направлении с компанией 3D Systems, которая занимается изготовлением широкого ассортимента принтеров, от настольных до промышленных. В прошлом году 3D Systems купила самого первого производителя таких принтеров компанию Z Corp, а также занимается совершенствованием собственных машин и технологий.

Читайте также: Восточная Европа - скрытый центр инноваций


Теперь, когда Shapeways печатает готовую к поставке продукцию, легче оценить экономическую мощь 3D-печати. Например, ювелир-дизайнер может сегодня пользоваться торговыми площадками 3D-печати, такими как Shapeways, Sculpteo, i.materialise, чтобы брать заказы по требованию, не набирая их полный ящик. «Я думаю, 3D-печать как технология из области научной фантастики добралась до своего пика, - говорит Карми. – Но 3D-печать как революционный прорыв – здесь, мне кажется, мы находимся в самом начале».

Что касается настольных домашних принтеров, то они тоже постоянно совершенствуются. «Не думаю, что здесь будет какое-то замедление, - отметил в своем письме пресс-секретарь MakerBot Андрю Пелки (Andrew Pelkey). – Скажем, разработанный нами для нового программного обеспечения  MakerWare алгоритм наслаивания вырабатывает траекторию движения инструмента, в которой очень мало отводов нити. А это значит, что будет меньше пусков и остановок. До коммерческого уровня дойти весьма трудно, но в целом построение объекта становится более устойчивым и последовательным. Это такие незначительные вещи, происходящие на втором плане».

Домашние принтеры также не требуют идеальной доводки, чтобы удовлетворять пользователя. Результаты здесь уже достаточно хороши, чтобы проектировщик мог быстро создавать прототип изобретения или новой детали. По словам Андерсона, чьи дети печатают мебель для кукол и трансформеры, ребенок будет ценить игрушку, пусть она немного шероховатая – ведь он сделал ее сам.

Возможно, творческой энергии печатников 3D-индустрии хватит на то, чтобы отрасль начала менять мир. «В мозгу вырабатывается какой-то химикат, когда ты изобретешь или сделаешь что-нибудь, - говорит Петти из MakerBot. – А это мощный мотиватор».