Главы стран Латинской Америки обрадовались победе президента Венесуэлы Уго Чавеса, как своей собственной. По мнению правительств большинства стран, политика Чавеса соответствует текущей идеологии, доминирующей в регионе. В то же время США заявляют о разногласиях с лидером Венесуэлы.
Если в Венесуэле за Чавеса проголосовали 54% избирателей, в остальных странах Южной Америки он получил поддержку двух третей членов правительств и представителей близких к власти политических сил. Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер заявила: «Ваша победа − это наша победа». По словам Марко Аурелио Гарсии, советника по международным делам президента Бразилии Дилмы Руссефф, «Венесуэла не является образцом, на который должна равняться Бразилия», но Чавес «в своем стиле и со свойственными ему особенностями начал реализацию многочисленных социальных программ, пытаясь тем самым найти равновесие между политической и социальной демократией, что соответствует целям других стран региона». Это «сближает его политику со многими инициативами, предпринимаемыми в Южной Америке», - заявил он.
Реакция Латинской Америки на результаты президентских выборов в Венесуэле (Уго Чавес одержал победу, набрав более 54% голосов против 46% у кандидата от оппозиции Энрике Каприлеса) свидетельствует о том, что международные отношения строятся в большей или меньшей степени на основе эмпатии, национальных интересов, общей выгоды и реализма.
Читайте также: В Венесуэле растет напряженность
Поздравив Чавеса с победой, Кристина Киршнер написала в своем блоге на сайте Twitter, что вместе с ним победил и «весь регион Латинской Америки и Карибского бассейна». «Сил тебе, Уго! Сил тебе, Венесуэла! Сил вам, МЕРКОСУР и УНАСУР!», - пожелала она.
В отличие от мнения, распространенного как среди сторонников аргентинского режима, так и среди оппозиции, президент Аргентины не связала переизбрание Чавеса с возможностью своего переизбрания. Выступая 26-го сентября на церемонии открытия кафедры Аргентины в университете Джорджтауна, Киршнер заявила, что она поддерживает дружеские отношения с Чавесом, но что они придерживаются разных взглядов на многое: на людей, страны, проекты… Анализ положения дел в Аргентине показывает, что после парламентских выборов, которые состоятся в стране в 2013 году, станет ясно, пойдет ли власть на изменение Конституции, чтобы дать право Киршнер баллотироваться на третий срок подряд, или нет. Пока сложно делать какие-либо прогнозы в этом отношении, так как неизвестно, какие цели преследует активное обсуждение такой возможности. Действительно ли существует намерение переизбрать Киршнер на третий срок? Или же партия власти стремится активизировать собственные силы и в то же время предотвратить возможность ослабления власти Киршнер - по мере приближения к концу второго срока ее президентства.
Аргентинские власти поддерживают прекрасные отношения с Чавесом с того времени, когда пост президента страны занимал Нестор Киршнер. Аргентина и Венесуэла активно сотрудничают в сфере энергетики и сельского хозяйства. Товарооборот между странами продолжает расти. При поддержке Бразилии Нестор Киршнер, а впоследствии - и Кристина Киршнер, убедили Уругвай и Парагвай в 2006 году в необходимости вступления Венесуэлы в Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), что и произошло 31-го июля этого года.
Также по теме: Кризис перекинулся на Латинскую Америку
Выборы, состоявшиеся в Венесуэле в прошлое воскресенье, разделили южноамериканский континент в политическом плане, чего никогда не наблюдалось раньше. Оппозиционные силы правого и правоцентристского толка в Аргентине, Уругвае, Эквадоре, Боливии и Бразилии сделали ставку на Каприлеса. Его также поддержали крупные средства массовой информации этих стран. В моду вошла экстраполяция, и понятие «чавистский», используемое как характеристика политического режима в стране, стало восприниматься как оскорбление или, наоборот, как комплимент. В зависимости от того, кто его употребляет.
Реакция Бразилии была подобна той, которая наблюдалась в Аргентине. С одной стороны, «Партия трудящихся», которая с 2003 года возглавляет правящую многопартийную коалицию, поддержала Чавеса. Она следовала принципу, применяемому в течение многих лет, который укрепился, когда Себастьян Пиньера стал президентом Чили: необходимо поддерживать любую неконсервативную силу в любой стране региона. С другой стороны, Марко Аурелио Гарсия озвучил официальную позицию бразильского правительства.
В своем интервью бразильскому порталу Opera Mundi Марко Аурелио Гарсия, который восемь лет был советником по международным делам президента Бразилии Лулы да Силвы, а с 1-го января 2011 года остался на этом посту у Дилмы Руссефф, прокомментировал свое заявление:
1. «Выборы [в Венесуэле] были демократическими. Это свидетельствует о том, что демократический процесс в стране продолжается со свойственными ему особенностями, отличными от тех, которые наблюдаются в Аргентине, Бразилии, Уругвае и других странах».
Читайте также: Венесуэла под властью Уго Чавеса
2. «Чувствовалось огромное давление международной общественности, целью которого было не только продвинуть кандидатуру Энрике Каприлеса, но и дисквалифицировать сам демократический процесс. Это имеет большое значение для региона в целом, так как несколько месяцев назад мы уже столкнулись с угрозой прерывания демократического процесса, когда парламент Парагвая проголосовал за проведение «политического суда» над главой государства Фернандо Луго. Мы должны продемонстрировать миру, что у нас царит демократия».
3. «Думаю, что существуют и проблемы, которые были выявлены, например, тогда, когда оппозиция поставила под вопрос приверженность основам демократии, и заявила, что одних выборов недостаточно».
4. «Венесуэльский политик Теодоро Петкофф говорит о существовании двух левых сил на континенте. Не думаю, что это так. На самом деле левых сил много. Даже в Бразилии есть не одно движение левого толка. Но все они преследуют важные цели, включая необходимость идти по демократическому пути и преобразовать политическую демократию в социальную».
5. «Венесуэла обогатилась за счет продажи нефти, но в то же время стала жертвой коррупции, так как в прошлом доходы распределялись только среди представителей высших слоев общества. Раньше Венесуэла была социал-демократическим государством, где, по сути, две партии - «Демократическое действие» и «Партия христианских демократов» (COPEI) - сменяли друг друга у власти. Но это не смогло предотвратить волну массовых протестов, вошедших в историю Венесуэлы под названием «Эль Каракасо» и прокатившихся по стране в 1989 году. За этими протестами последовал период нестабильности, длящийся почти десять лет - вплоть до победы Чавеса на президентских выборах в 1998 году. Чавес начал распределять часть государственных доходов среди малообеспеченных слоев населения. Во избежание присвоения нефтяных доходов необходимо использовать валюту для диверсификации экономики».
Также по теме: «Латинская Америка продолжает оставаться центром идеологии построения альтернативного мира»
6. «Венесуэла с ее 30-миллионным населением является важным рынком. В стране имеются значительные площади плодородных земель, здесь могло бы хорошо развиваться сельское хозяйство. Также здесь можно хорошо развить промышленность, ориентированную на внутренний рынок, или же «Великую миссию жилищного строительства» - план строительства новых жилых домов».
7. «Вступление Венесуэлы в Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) может способствовать привлечению инвестиций из стран, обеспечивающих предложение капитала на мировом рынке, - таких, как Бразилия. Венесуэла тоже может многое нам предложить. Например, алюминий, если говорить только о бразильском рынке. Еще более радужные перспективы рисуются, если принять в расчет рынок региона Амазонки или МЕРКОСУР, который сейчас простирается от Патагонии до Карибского бассейна».
Правительство США придерживается другой позиции, которая была озвучена после безоговорочной победы Чавеса. Официальный представитель Белого дома Джей Карни заявил, что у американских властей «имеются разногласия с президентом Чавесом», и поздравил венесуэльский народ с проведением «мирных выборов». Пресс-секретарь предвыборного штаба Барака Обамы Бен Лаболт сообщил, что рейтинг привлекательности США в Латинской Америке вырос с 58% в 2008 году до 72% в 2011 году, и добавил: «Обама постоянно работает над улучшением нашего имиджа в регионе». Представитель госдепартамента США по вопросам отношений с Латинской Америкой Уильям Остик также поздравил народ Венесуэлы, но отметил: «Мы надеемся, что позиция 6 миллионов человек, проголосовавших за оппозицию, будет учтена в будущем». Вышеупомянутые заявления могут быть восприняты как проявление враждебности, но, с другой стороны, ничто не мешает интерпретировать их как демонстрацию толерантности или как показатель того, что Венесуэла не фигурирует в списке основных проблем Вашингтона. Взаимозависимость и сложность отношений с США можно продемонстрировать на примере очевидных парадоксов сотрудничества правительств разных стран с крупными национальными и международными корпорациями.
Читайте также: Венесуэла накануне выборов
Правительство Бразилии, например, не сомневается в необходимости альянса с одним из крупнейших бразильских производителей бетона Camargo Correas. Аргентинское правительство сотрудничает не со всеми группами: оно находится в конфронтации с корпорациями Clarín и Techint, но поддерживает дружественные связи с такими компаниями, как Roggio, Cargill и Exxon. В свою очередь Чавес поддерживает такую схему сотрудничества, которая позволяет продавать венесуэльский бензин на автозаправочных станциях в США.
Выступая в минувший понедельник в Военном институте штата Вирджиния с большой речью, посвященной вопросам внешней политики США, кандидат в президенты от республиканской партии Митт Ромни, упомянул только Кубу и Венесуэлу, говоря о Латинской Америке. Бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт назвала «оскорблением» упоминание только двух стран из всего региона. По словам Олбрайт, «если в речи, посвященной вопросам внешней политики, упоминается всего две фразы о Латинской Америке и мало говорится об Африке, Китае и России, это свидетельствует о недостаточном понимании стратегии национальной безопасности».
Самое жесткое заявление было сделано Илеаной Рос-Лехтинен (Ileana Ros-Lehtinen), членом Республиканской партии, возглавляющей комитет по иностранным делам в нижней палате Конгресса США. По ее словам, «Чавес не допустил на выборы международных наблюдателей, в последний момент внес изменения в избирательные бюллетени, взял под контроль судебную систему, подверг преследованиям независимые СМИ и консолидировал власть, чтобы манипулировать голосами избирателей».
Кубинцы, которые занимаются лечением рака Уго Чавеса и получают от Венесуэлы экономическую помощь, ранее предоставляемую им Советским Союзом, выразили свою позицию устами Рауля Кастро. «От имени правительства и народа Кубы поздравляю Вас с этой исторической победой, подтверждающей силу Боливарианской Республики и свидетельствующую о народной поддержке, которая не вызывает никаких сомнений», - написал кубинский лидер в своем послании Чавесу.
Также по теме: Перевороты нового типа в Латинской Америке
Президент Эквадора Рафаэль Корреа, который, как и Чавес, предложил стране социалистический путь развития, заявил, что повторит триумф президента Венесуэлы, одержав победу на выборах в Эквадоре в следующем году.
По словам президента Боливии Эво Моралеса, «победа Чавеса - это также победа Боливарианского альянса для народов Америки (АЛБА) и стран Латинской Америки». В состав АЛБА входят: Венесуэла, Боливия, Никарагуа, Куба, Эквадор, Сент-Винсент и Гренадины, Антигуа и Барбуда.
В прошлое воскресенье на сайте Página/12 было опубликовано интервью с вице-президентом Боливии Альваро Гарсией Линерой, в котором он заявил, что «Боливия не привязана ни к какой модели».
Мексика сообщила о своей «готовности продолжать укрепление сотрудничества» между двумя странами.
Коста-Рика послала Чавесу «горячий привет».
Читайте также: Южноамериканский общий рынок
Президент Панамы Рикардо Мартинелли воспользовался интернет-сервисом Twitter: «Поздравляем народ Венесуэлы, президента Чавеса и кандидата в президенты Каприлеса с демократическими выборами. Да здравствует Венесуэла!»
Лидер Сальвадора Маурисио Фунес, представитель левых сил, представляющий Фронт национального освобождения, послал Чавесу «братский привет».
Президент Никарагуа Даниэль Ортега поприветствовал Чавеса, назвав его «другом», и поздравил президента Венесуэлы с тем, что он остается «вождем Боливарианской революции».
Со стороны лидеров латиноамериканских стран правоцентристского толка нападок не было. Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос поздравил Уго Чавеса по телефону. Сантос встречался с Каприлесом незадолго до выборов, но благодаря посредничеству Южноамериканского союза наций (УНАСУР), а именно - генерального секретаря организации, экс-президента Аргентины Нестора Киршнера и аргентинского советника Рафаэля Фоллонье, торговые и политические отношения Колумбии и Венесуэлы улучшились с 2010 года, когда страны стояли на грани войны. Чавес даже стал развивать сотрудничество с Колумбией, чтобы сделать возможным диалог между колумбийским правительством и Революционными вооруженными силами Колумбии – повстанческой организацией, которая образовалась одной из первых на континенте.