Как и все исторические события, Второй Ватиканский собор можно охарактеризовать с точки зрения тени и света. В эти дни больше вспоминают о его светлых сторонах, но позвольте упомянуть о широкой теневой зоне: Ватикан не осудил коммунизм. Это были 60-е годы, и царил новый дух оптимизма, который источали «хороший Папа» Иоанн XXIII, коммунист с человеческим лицом Никита Хрущев и Джон Кеннеди, герой американской политики «Новой границы». Но в эти же годы была построена Берлинская стена (1961), и советские военные устанавливали ракеты на Кубе (1962). Коммунистический империализм был реальностью, и Второй Ватиканский собор, открывшийся в Риме 11-го октября 1962 года и завершившийся 8-го декабря 1965 года, никак не мог его проигнорировать.
На соборе столкнулись две точки зрения: одни его участники требовали вновь осудить коммунизм, другие - настаивали на линии диалога в духе современности, выражением которой казался коммунизм. Петиция с осуждением коммунизма, представленная 9-го октября 1965 года и подписанная 454 участниками собора из 86 стран, даже не была передана рабочим комиссиям, что вызвало скандал.
Читайте также: Почему Папа Римаский протягивает руку мусульманам
Сегодня мы знаем, что в августе 1962 года во французском городе Меце был подписан секретный договор между представителем Ватикана кардиналом Тиссераном и новым православным архиепископом Ярославом, который, как выяснилось после открытия архивов Москвы, был агентом КГБ. Из-за этого договора церковные власти согласились не упоминать о коммунизме на соборе. Таково было условие, поставленное Кремлем. В обмен наблюдателям от Московской патриархии было разрешено участвовать во Втором Ватиканском соборе (смотри: Жан Мадиран, «Договор в Меце» (Jean Madiran, L'accordo di Metz, Il Borghese, Roma 2011). Заметка, сделанная рукой Павла VI и хранящаяся в секретных архивах Ватикана, подтверждает существование такого договора, как указано в моей книге «II Ватиканский собор. Ненаписанная история. (Il Concilio Vaticano II. Una storia non scritta (Lindau, 2010). Другие интересные документы были опубликованы Джорджем Вейгелем во втором томе его объемной биографии Иоанна Павла II «Начало и конец» (L'inizio e la fine, Cantagalli, 2012). Действительно, Вейгел изучал архивы КГБ, документы Службы безопасности МВД ПНР и Штази Восточной Германии. Ему удалось разыскать документы, которые подтверждают, что коммунистические правительства и их секретные службы проникали в Ватикан ради достижения своих интересов, а их агенты внедрялись в среду наиболее высопоставленных католических иерархов. В Риме в годы, когда проводился собор и после его окончания, Венгерская коллегия стала филиалом секретных служб Будапешта. Как пишет Вейгел, все участники коллегии с 1965 по 1987 годы были очень опытными агентами в операциях дезинформации и в установке подслушивающих устройств. Как пишет американский ученый, польская СБ попыталась даже фальсифицировать дискуссию на Соборе, касающуюся особых пунктов католической веры, а именно - роли Марии в истории спасения. Директор IV управления полковник Станислав Моравский (Stanislaw Morawski) работал с дюжиной опытных в этом вопросе сотрудников, чтобы подготовить памятку для епископов Собора, в которой критиковалась «максималистская» концепция о Деве Марии кардинала Вышинского и других прелатов. Пастырская конституция о Церкви в современном мире «Gaudium et Spes» - шестнадцатый и последний документ, принятый Вторым Ватиканским собором, - определила совершенно новые отношения между церковью и миром. Но в документе отсутствовала любая форма осуждения коммунизма. Конституция искала пути диалога с современным миром, поскольку ее авторы были убеждены, что он уже необратимо прошел все этапы от гуманизма и протестантизма до французской революции и марксизма. Общество потребления тогда находилось на пороге глубокого кризиса, через несколько лет началась революция 1968 года. Участники собора могли бы сделать пророческий жест, бросив вызов современности, а не цепляться за "тело в стадии разложения". Сегодня мы задаем себе вопрос: а были ли пророками те, кто на соборе обличал жестокости коммунизма и требовал сурово его осудить? Или пророками были те, кто считал, что нужно искать компромисса с Советской Россией, потому что коммунизм воплощает жажду справедливости и просуществует еще, по крайней мере, одно или два столетия, улучшая мир?
Также по теме: Последние битвы Папы Бенедикта XVI
Почетный председатель Папского Комитета по историческим наукам кардинал Вальтер Брандмюллер недавно заявил, что Второй Ватиканский собор «вписал бы славную страницу в свою историю, если бы, следуя за Пием XII, нашел смелость сурово осудить коммунизм». К сожалению, этого не произошло, и историки должны рассматривать, как непростительную ошибку, отсутствие осуждения коммунизма собором, который занимался проблемами современного ему мира.
Роберто де Маттеи - автор книги «Второй Ватиканский собор. Ненаписанная история» (Concilio Vaticano II. Una storia mai scritta, Lindau 2010), получил премию Premio Acqui Storia 2011. Книга переведена на пять языков.