Из-за ошибки печати акции крупнейшей в мире компании интернет-поиска потеряли в цене около 20 миллиардов долларов. Торговля акциями Google была временно прекращена после того, как случайно опубликованный отчет показал, что финансовые результаты компании за последний квартал гораздо ниже высоких ожиданий Уолл-стрит.
Опубликованный случайно, и явно незаконченный финансовый отчет начинается со слов «На рассмотрение Ларри Пейджа». Речь идет о генеральном директоре компании Ларри Пейдже, который обычно наводит окончательный глянец на финансовых показателях. Но, видимо, у него были другие настроения и чувства, когда акции перед остановкой торгов обвалились на 9%. Когда торговля возобновилась, они чуть-чуть поднялись, и закрылись с падением в 8%.
Финансовая отчетность компании несколько дней находилась во внутреннем документообороте, поскольку шла подготовка к ее публикации в соответствии со строгим графиком, а это обычно делается в обстановке секретности. Утечки информации случаются крайне редко. В данном случае Google резко обвинил полиграфическую компанию RR Donnelly в том, что она представила проект отчетности за третий квартал «без разрешения».
Читайте также: Акции Facebook упали до нового минимума
Ситуацию усугубило то, что цифры Google по прибылям оказались ниже ожидаемых. Кроме того, произошел существенный спад в росте доходов от рекламного бизнеса поисковика. У компании не оставалось иного выбора, и она временно остановила торги своими акциями, ушедшими в штопор.
Неожиданно слабые показатели также говорят о том, что компанию ждет непростое будущее. Акции Facebook уже хромают после бледных результатов новой эмиссии, проведенной в этом году, и проблема заключается в снижении доходов от рекламы на мобильных устройствах в условиях, когда пользователи переходят к поиску на смартфонах, отказываясь от стационарных компьютеров.
Цифры показали, что Google в третьем квартале заработал 9,03 доллара в расчете на акцию, что заметно ниже прогнозов аналитиков, единодушно дававших оценку в 10,63 доллара. Доходы от поисковой системы оказались также ниже ожиданий, составив 11,5 миллиарда долларов, хотя аналитики ждали показателя в 11,9 миллиарда.
Тем не менее, даже несмотря на осечку, доходы Google продемонстрировали 19-процентный рост по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Но важно другое: налицо существенный спад в этой компании, которая с конца 2009 года имела устойчивый рост доходов, несмотря на пик мирового финансового кризиса, пришедшегося как раз на тот период.
Похоже, что главная причина уменьшения доходов и прибыли - это снижение стоимости одного клика по баннеру, то есть, той суммы, которую платят рекламщики, когда люди используют рекламные баннеры в Google. Компания заявила, что эти доходы снизились на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и на 3% по сравнению со вторым кварталом, хотя количество «платных кликов» по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросло на 33%.
Также по теме: Компьютеры Google ищут работу
Стоимость рекламы на мобильных телефонах обычно ниже, чем на стационарных компьютерах - а там она ниже, чем в печатных средствах массовой информации. В то же время, как отмечает аналитик Macquarie Securities Бен Шахтер (Ben Schachter), люди впервые стали реже пользоваться системами поиска с тех пор, как началось отслеживание этих показателей. Дело в том, что они открывают новую для себя информацию через приложения на айфонах и других мобильных устройствах. Это говорит о том, что массовый переход к мобильным устройствам, негативно отразившийся на перспективах Facebook, начинает отражаться и на компании Google. Другая проблема компании - это рост стоимости приобретения трафика, то есть, тех сумм, которые она платит посторонним вебсайтам за то, чтобы они направляли трафик на поисковые системы Google. Эта стоимость росла пропорционально доходам от рекламы - с минимума в 23,7% год назад до 26% - и дальше до показателя в 30%, который был у компании в конце 2007 года. Чем выше эта пропорция, тем сильнее помехи росту прибылей от поисковика. А эти прибыли тоже могут прийти от мобильного бизнеса Google, где компания платит за ряд позиций на iPhone фирме Apple, а также некоторым другим мобильным носителям.
Бывший инженер Microsoft Чарли Киндел (Charlie Kindel), работавший над приложением Windows Phone, сообщил в Твиттере, что Google может начать поиск путей, чтобы его бесплатная операционная система Android для мобильных систем приносила деньги. Он сказал: «Запомните мои слова: еще пара таких кварталов - и отношение Google к Android быстро изменится». Компания Amazon использует на своей таблетке Kindle Fire собственную версию Android, устроенную так, чтобы Google не получал доходов от рекламы.
Читайте также: Чистая прибыль Facebook сокращается
Однако Кларк Фредриксен (Clark Fredricksen), занимающий должность вице-президента eMarketer, которая следит за бизнесом онлайновой рекламы, говорит, что несмотря на неудачи Google, у него такое ощущение, что позиции у компании прочные благодаря ее мощному фундаменту. Google сохраняет господствующие позиции в поиске, занимая 74,5% американского рынка, о чем сообщает eMarketer. В Европе его доля рынка превышает 95%. А общий показатель роста американского рынка цифровой рекламы в третьем квартале 2012 года составил 17,7%.
Фредриксен добавляет: «Сейчас у Google самые крупные доходы по сравнению с любой другой компанией на рынке американского поиска, на рынках визуального воспроизведения и рекламы на мобильных устройствах - и доля рынка Google в каждой из этих категорий в предстоящие годы будет расти. Особенно в мобильной сфере, где компания опережает все прочих игроков. Здесь она забирает более половины всех доходов от мобильной рекламы в США. Ее ближайшему сопернику компании Pandora принадлежит менее 10% рынка».
Между тем, напуганная полиграфическая компания заявляет, что проводит «полное расследование, дабы определить, как такое могло случиться, и стремится выполнить свое главное обязательство - обслуживать ценного клиента».
После утечки данных о Google ее акции тоже опустились - но всего на 2%.
Также по теме: Как Google сумеет победить Facebook
Технологические гиганты теряют хватку
Титаны Кремниевой долины начинают терять ауру непобедимости. После первоначальной открытой подписки на акции Google в 2004 году американским IT-компаниям сопутствовала беспрецедентная череда удач, и кульминацией этого процесса стал выход Apple на первое место в мире как самой ценной компании, опередившей нефтяного гиганта Exxon Mobil. Однако после этого хозяева вселенной высоких технологий один за другим начали допускать ошибки из-за своей алчности, высокомерия и канцелярских ошибок.
Сначала был катастрофический первый выпуск акций Facebook, когда первые инвесторы купили акции по слишком высокой цене. После этого акции безжалостно поползли вниз и теперь торгуются вполовину номинала.
В сентябре настала очередь Apple. Запуск iPhone 5 стал яркой вспышкой в интернете, и показатели продаж были великолепными. Но уже через несколько дней после поступления новых устройств в магазины генеральный директор компании Тим Кук (Tim Cook) был вынужден извиняться перед покупателями за некачественный картографический сервис. Построив в Дублине несуществующий аэропорт и превратив железнодорожный вокзал Хельсинки в парк, компания Apple показала, что и она способна выпускать низкопробные и недоработанные продукты. Сейчас ту же самую ошибку совершил Google, показав свои последние финансовые результаты.