Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Границы давления ЕС

© flickr.com / Rupert Brun Флаг Хорватии
Флаг Хорватии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Западные Балканы в последние дни были главной темой заявлений ведущих политиков Европейского Союза. Давление ведущих членов ЕС на Западные Балканы не уменьшается, хотя, стало очевидно, что проблема совсем не в том, что Сербия и Македония не достаточно сделали для того, чтобы предотвратить приток лиц, ищущих убежища в Германии. Создавалось впечатление, что балканские кораблики все еще далеко от европейского берега.

Западные Балканы в последние дни были главной темой заявлений ведущих политиков Европейского Союза, создававших впечатление, что балканские кораблики все еще далеко от европейского берега.

В то время как общественность Хорватии негодовала по поводу заявления спикера парламента Германии Норберта Ламмерта, что «Хорватия еще не готова к ЕС», не смотря на то, что ее прием запланирован на 1 июля 2013-го, другие страны Западных Балкан были обеспокоены угрозами, что некоторые страны ЕС могут вновь ввести визы для их граждан из-за наплыва лжебеженцев.

Однако, это лишь доказывает, как некоторые страны-члены ЕС используют европейскую интеграцию Западных Балкан в междуусобной борьбе и собственных интересах, а также, насколько иногда непоследовательной бывает политика ЕС в отношении этого региона.

Давление ведущих членов ЕС на Западные Балканы не уменьшается, хотя, стало очевидно, что проблема совсем не в том, что Сербия и Македония не достаточно сделали для того, чтобы предотвратить приток лиц, ищущих убежища в Германии.

Проблема заключается в том, что некоторые страны ЕС гарантируют большие преимущества во время процесса предоставления убежища, и в том, что этот процесс слишком долгий. Предотвратить это не могут страны Западных Балканах, так как препятствие выезда кого бы то ни было из страны представляло бы нарушение прав человека, что уж точно не понравилось бы ЕС.

Таким образом, небольшие изменения в системе самих стран ЕС предотвратили бы эти неприятности и полностью сняли бы необходимость Берлина или Парижа держать в своих руках механизм приостановки визового режима, не подконтрольный Европейской комиссии.

Однако если рассматривать всю эту историю с балканцами, безосновательно ищущими убежища, в более широком контексте защиты внешних границ Шенгенской зоны, то не трудно сделать вывод, что давление Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга нацелено не только на Западные Балканы.

Еще весной Германия и Франция заявили о желании пересмотреть условия Шенгенского соглашения, чтобы национальные правительства имели право восстановить контроль над своими внутришенгенскими границами.

Тогда, как и сейчас, в случае с Балканами, это было дешевым предвыборным популизмом, который просто подрывал веру в европейскую идею и свидетельствовал о том, что французы и немцы не охотно разделяют ответственность с греками, итальянцами, испанцами и поляками за безопасность внешних границ ЕС и не готовы вместе решать проблему наплыва иммигрантов из Северной Африки, Ближнего Востока и Восточной Европы.

С другой стороны, давление главы Бундестага на Хорватию и ее будущее членство в ЕС некоторые дипломаты считают «тренировкой строгости» Германии, которое на самом деле нужно для того, чтобы поставить Сербии более жесткие условия для назначения даты начала переговоров о членстве в ЕС, но так, чтобы Берлин не показался неравномерно строгим ко всем на Балканах.

Тем не менее, за последние полтора года Берлин уже нанес Белграду два достаточно сильных дипломатических удара - во время визита в августе прошлого года Ангелы Меркель, и недавнего визита заместителя главы парламентской фракции правящей партии в немецком Бундестаге Андреаса Шокенхофа.

В то время как Берлин, возможно, думает, что "железным кулаком дипломатии" он добился определенных результатов, реальным результатом этих действий является уменьшение поддержки граждан европейской интеграции.

Подобное происходит в других странах Западных Балкан, так как их граждане еще не вкусили всех преимуществ европейской интеграции, а Брюссель все рассматривают сквозь призму давления.

Хотя ЕС постоянно говорит, что их давление на Западные Балканы на самом деле является результатом того, что они в своих рядах «не хотят неподготовленных стран, таких как Румыния и Болгария», ЕС забывает, что политическая элита на Западных Балканах еще не достаточно зрелая, чтобы справиться с этим давлением, и скорее прибегнет к популизму.

Не уменьшая ответственности местных политиков, этой ситуации способствует тот факт, что долговой кризис в рядах ЕС стал для ее членов прекрасным оправданием меньшей заинтересованности в Западных Балканах, ведении последовательной политики по отношению к Балканам и в самом процессе расширения ЕС.

Таким образом ЕС оказалась в ситуации, когда он больше внимания уделяет арабской весне и ситуации в Иране или Сирии, чем проблемам Македонии, которая зашла в тупик в споре с Грецией по поводу своего названия, или Боснии и Герцеговины, которая не может распутать внутриполитический узел.