Вольфсбург/Париж/Штутгарт – Кризис продаж в Европе в полной мере затронул автопроизводителей. Daimler пересматривает свои прогнозы на 2012 год. Американский концерн Ford намерен закрыть свое предприятие в бельгийском городе Генке и уволить 4 300 сотрудников. Французская компания PSA (Peugeot, Citroen) получает миллиардную государственную помощь для своей финансовой дочки. Первым в своей отрасли концерн Volkswagen сообщил о сокращении операционной прибыли.
Вот что заявил в среду вечером представитель компании Daimler: «Ввиду явного ухудшения в последние месяцы ситуации на важнейших рынках и обострения конкуренции концерн Daimler пересмотрел свои плановые показатели».
Первоначально эти данные планировалось сообщить в четверг, незадолго до начала работы биржи. Однако проблемы с электронной почтой в Соединенных Штатах заставили перенести запланированное заявление на более ранний срок. Акции этого автопроизводителя утром были в минусе на 1,1%. Глава Daimler Дитер Цетше (Dieter Zetsche) пока еще исходит из того, что операционная прибыль может составить около 8 миллиардов евро, то есть - она будет приблизительно на 9% ниже уровня прошлого года. Швабы намереваются в ответ на это принять программу экономии. В целом концерн Daimler в третьем квартале заработал 1,2 миллиарда евро, что на 11% меньше, чем в прошлом году. Операционная прибыль оказалась на уровне 1,9 миллиарда, то есть, это небольшой минус в 2%. Объемы продаж выросли на 8% и составили 28,6 миллиарда евро. На 2013 год этот входящий в индекс Dax концерн предполагает «явное ухудшение рыночных условий», что будет оказывать значительное давление на установленные им самим показатели.
Читайте также: BMW и Toyota создают альянс будущего
Автопроизводитель Daimler, несмотря на сокращение прибыли, намерен не допустить появления сомнений в отношении своей политики в области дивидендов. «Наша способность выплачивать дивиденды не претерпела никаких изменений», - подчеркнул отвечающий за финансы член правления Бодо Уэббер (Bodo Uebber) в ходе телеконференции.
Прежде всего, сегмент легковых автомобилей, приносящий значительные поступления наличности и призванный обеспечить с 2013 года доходность акций в размере 10%, вызывает беспокойство у компании Daimler. Операционная прибыль в этом самом большом по объему продаж и самом прибыльном сегменте концерна в третьем квартале составила 975 миллионов евро, тогда как в тот же период прошлого года этот показатель был на уровне 1,108 миллиарда евро. Кроме того, операционная маржа снизилась еще более значительно, чем предполагали аналитики, то есть с 8,0% до 6,4%. Конкурент Audi зарабатывает почти вдвое больше.
Концерн Daimler объявил о новых убытках в завершающем квартале, так как ему необходимо поддержать дилерскую сеть в Китае. Mercedes имеет в этой стране две дочерние компании по сбыту легковых автомобилей. Они конкурируют между собой, и поэтому должны быть объединены.
Но и на рынке грузовых автомобилей после недавнего подъема вновь наметился спад: количество заказов на грузовики концерна сократилось, и то же самое происходит в компаниях Volvo и Scania. Операционная прибыль второго по величине сегмента концерна Daimler в третьем квартале заметно сократилась и составила 507 миллионов евро (в прошлом году – 555 миллионов евро). Что касается производства автобусов, то оно вообще оказалось убыточным.
Также по теме: Кризис добрался до немецких автопроизводителей
В четвертом квартале следует ожидать снижения спроса на грузовики и автобусы, сообщили представители концерна Daimler. Что касается легковых автомобилей, то швабы в четвертом квартале вновь рассчитывают на увеличение продаж, поскольку прежде всего в Северной Америке сейчас отмечается хороший спрос. Оборот концерна в 2012 году явно превысит 110 миллиардов евро, тогда как в 2011 году он составил 106,5 миллиарда евро.
В глобальном масштабе концерн Volkswagen продолжает двигаться к рекордным показателям в области поставок и оборота, однако слабый европейский рынок, а также инвестиции в новые модели привели к тому, что операционная прибыль в третьем квартале составила 2,3 миллиарда евро, то есть сократилась примерно на пятую часть. В итоге Volkswagen заработал 11,3 миллиарда евро (плюс 59%), однако большая часть этой суммы объясняется полным поглощением производителя спортивных автомобилей компании Porsche. Ее показатели впервые после слияния в начале августа были отражены в балансе концерна Volkswagen. Франция пообещала компании PSA Peugeot Citroen государственные гарантии в размере до 7 миллиардов евро, и сделано это было для того, чтобы обеспечить работу в будущем финансового подразделения компании, предоставляющего кредиты на покупку автомобилей. Кроме того, были конкретизированы условия совместной работы с испытывающей сложности компанией Opel – дочкой General Motors.
Ситуация с заводами и рабочими местами пока не ясна
Как и немецкий автопроизводитель, PSA страдает от своей зависимости от европейского рынка. В автомобильном сегменте оборот в третьем квартале понизился на 8,5%, сообщили в среду представители второго после VW европейского производителя. Компания PSA объявила о сокращении около 8 000 рабочих мест, а также о закрытии завода под Парижем. Это решение натолкнулось на сопротивление профсоюзов.
Читайте также: Конец единовластия
Компании Peugeot, Citroen и Opel намерены в будущем производить на четырех совместных платформах вэны, автомобили среднего класса, а также малолитражки. С концерном General Motors – материнской компании Opel – PSA в начале года заключила соглашение о создании альянса. Это сотрудничество через пять лет, позволит экономить в год 2 миллиарда долларов (1,5 миллиарда евро).
Неясным остается влияние сложившейся ситуации на существующие заводы и рабочие места. Пока никакого решения на этот счет не принято, сообщил официальный представитель компании Opel в Рюссельсхайме. Премьер-министр федеральной земли Рейнланд-Пфальц Курт Бек (Kurt Beck), представляющий партию СДПГ, в интервью выходящей в Майнце газете Allgemeine Zeitung отметил: «Ситуация на заводах в Рюссельсхайме и Кайзерслаутерне не является критичной». Сотрудники обоих концернов не должны использоваться в борьбе друг против друга, отметил глава совета предприятия Вольфганг Шефер-Клуг (Wolfgang Schaefer-Klug). Американский производитель Ford из-за падения спроса намерен до конца 2014 года закрыть завод в бельгийском городе Генке. Представители компании Ford Europe в Кельне заявили о проведении переговоров с сотрудниками завода. Запланированное решение коснется 4 300 сотрудников плюс еще 5 000 рабочих мест, зависящих от этого завода компании Ford. Профсоюз CSC Metea заявил о том, что это «горькая пилюля для всего региона».
Американский автопроизводителеь намерен перестроить свое производство в Европе, реагируя таким образом на изменившийся рынок. В будущем производство моделей Ford Mondeo, S-Max и Galaxy будет перенесено в испанскую Валенсию, а оттуда сборка моделей C-Max и Grand C-Max переедет в город Саарлуис, расположенный в федеральной земле Саар.