Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Курдский вопрос на Балканах

© РИА НовостиВ старой части города Эрбиль - столицы Курдистана на севере Ирака. Архив
В старой части города Эрбиль - столицы Курдистана на севере Ирака. Архив
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С Балканских войн начинается участие турецкой женщины в социальной и государственной жизни. Наследницы титулованных родов, не знавшие тяжелого физического труда, были мобилизованы в качестве медсестер и добровольно ухаживали за ранеными. Документальный фильм «Прощание с Румелией и раздел Балкан: сто лет спустя» раскрывает причину основания Турецкой республики, возникновения курдского и турецкого национализма.

Журналист Таха Акйол с целью более углубленного анализа курдского и армянского вопросов занимается исследованием этнического национализма. Он полагает, что «исследовательской лабораторией» для изучения этого феномена являются Балканские войны. Таха Акйол - автор документального фильма под названием «Прощание с Румелией и раздел Балкан: сто лет спустя». В девятисерийном фильме рассматриваются причины основания Турецкой республики, возникновения курдского и турецкого национализма, а также объясняется, почему мы проиграли войну.


Фильм был подготовлен на основе архивного исследования, завершенного в год столетия Балканских войн. Акйол отмечает, что цель фильма - осмыслить курдский и армянский вопросы. Полагая, что Балканские войны занимают важное место в создании Турецкой республики, журналист утверждает, что «семена национализма были посеяны именно в этот период». Акйол приходит к выводу, что турки были напуганы вспыхнувшим национализмом болгар.

Кюбра Сенмезышык: Вы подготовили документальный фильм «Прощание с Румелией и раздел Балкан: сто лет спустя». В чем, с Вашей точки зрения, состоит важность событий на Балканах?
Таха Акйол
: Двумя важнейшими вопросами повестки дня в Турции являются армянский и курдский. Они представляют основную область моего научного и профессионального интереса, поэтому я начал заниматься изучением вопроса этнонационализма и обнаружил, что исследовательской площадкой для его анализа являются Балканы. В Балканской войне за 15 дней Османская империя теряет земли, которые она завоевывала в течение 400 лет. Только представьте, вы терпите полное поражение от болгарских войск и, бросив Эдирне, обращаетесь в бегство до Чаталджа. И хотя у вас 26 тысяч вооруженных солдат, «без единого выстрела» вы отступаете в Салониках. На мой взгляд, это объясняется серьезными политическими и социальными причинами.

Читайте также: Новая Турецкая империя?


- Как долго продолжалось ваше исследование?

- Два года. При проведении архивного исследования существенное содействие оказала муниципальная библиотека Стамбула.

- В процессе подготовки фильма бывали ли вы на Балканах?
- Конечно. Я неоднократно бывал в Скопье, Сараеве и Болгарии. В Греции работает Музей Балканских войн. Именно из этого музея были заимствованы многие сведения, связанные с Хасаном Тахсин Паша, который и подвел 26-тысячную османскую армию под удар в Салониках. Греки придают большое значение личности Хасана Тахсин Паша. В Салониках были проведены интервью с директором музея.

- При проведении исследования вы пользовались восточными и западными источниками. Как Восток и Запад интерпретируют эту войну?
- Как пишут западные источники, основу балканского национализма составляет, с одной стороны, религия, с другой - этноцентризм. В частности, приводится заявление царя Болгарии Фердинанда I: «Это война креста против полумесяца, война, объявленная во имя спасения наших православных, славянских братьев от исламской тирании». Такие заявления встречаются в англоязычных источниках. В литературе на греческом языке также доминирует акцент на православии.


- Каковы действительные причины событий на Балканах?
- Балканские события начались с войны на полуострове. Существует концепция о подпольной революционной деятельности, начатой в 1900-х годах. Деятельность революционеров болгарского и греческого происхождения можно сопоставить с терроризмом сегодняшнего дня в Турции. Первоначальной их целью было лишение влияния Османской империи и Македонии. Другая цель состояла в том, чтобы выдворить обессиленных мусульман из региона.

Также по теме: На Ближнем Востоке назревает «курдская весна»


- Каким было восприятие национализма на Балканах в тот период?
- Американец Ричард Холл отмечает, что на Балканском полуострове можно говорить о наличии эксклюзивного национализма. Вместо сосуществования доминирует стремление образовать нации - отделить кровь от крови, религию от религии, иными словами, создать государство, которое составляют православные болгары. Это одновременно и модель образования Турецкой республики. Каждый из лидеров войны за независимость, в результате которой образовалась республика, имеют отношение к Балканской войне. В тот период Казым Карабекир был майором, Исмет Паша возглавлял управление материально-технического снабжения, Февзи Чакмак был подполковником Генерального штаба. Когда османская армия потерпела поражение на Балканах, все они увидели, что немусульмане в рядах этого войска не демонстрируют лояльности Османской империи и сражаются за победу вражеской стороны.

- Иными словами, турецкий национализм был спровоцирован Балканскими войнами…
- Да. Вместе с модернизацией происходит реформа образования. В Османской империи болгары открывали болгарские школы, греки - греческие, из которых выходили болгарские или греческие националисты. Превращение образования в государственную функцию создает новую форму отношений между народом и государством. Наряду с развитием современных технологий вырастает население, подчиняющееся государству, отождествляющее себя с обществом и государством. Для образования греческого государства необходимы греки, болгарского государства - болгары, турецкого государства в Анатолии - турки. Это идея, которая возникает в результате приобретенного в Балканской войне опыта.

- По сути, причиной Балканских войн стал религиозный конфликт?
- Если мы будем рассматривать события на Балканах как христиано-исламский конфликт, то упустим один важный факт. У османского войска также были проблемы с мусульманами-албанцами. Потерпев поражение, османские солдаты скрываются в албанских деревнях, со стороны мусульман-албанцев по ним открывается стрельба.

Читайте также: Почему меняется взгляд на Турцию?

- Почему?
- Причина - национализм. В этой связи, на мой взгляд, при осмыслении курдского вопроса, который сегодня приобрел особую актуальность, необходим глубокий анализ албанского национализма. В наши дни каждый может почерпнуть множество уроков при рассмотрении этнонациональных конфликтов на Балканах.

- После окончания Балканских войн прошел век. В этой войне пролито много крови и слез. Между тем Балканским войнам не уделяется достаточного внимания в исторических источниках. Почему?
- Создатели республики полагали: «Что бы ни было в прошлом, после Лозанны мы открываем новую страницу». В Лозанне состоялась «всеобщая амнистия»: в отношении войны за независимость не осуществлялись преследования. Историческая литература написана в рамках такой политики, поэтому Балканские войны не были освещены подробно. Также как недостаточно полно рассматривался армянский вопрос. Республика не стремилась к возвращению прежних территорий, поэтому мы не знаем Балканских войн.

- Сегодня по-прежнему продолжается миграция населения Балкан?
- Открытие границ практически до нуля сократило количество мигрантов.

- Существуют ли контакты между турками, проживающими на Балканах и в нашей стране?
- Важнейшее средство коммуникации - телевидение. Благодаря телевидению сохраняется культурная связь. Население Скопье смотрит турецкое телевидение.

- Удается ли им сохранять свою идентичность?
- На мой взгляд, общественное сознание развивается в этом направлении. В частности, проявляется больший интерес к произведениям истории и культуры османского периода.


Также по теме: Нет - Курдистана - нет покоя страна региона?

- Каково сегодня положение проживающих на Балканах турок?
- Турецкому населению на Балканах не приходится сталкиваться с проявлениями национализма и возникающими на этой почве беспорядками. Турки продолжают восприниматься в регионе как население, поддерживающее стабильность. Это также препятствует всевозможной агрессии в отношении них.

- А такая угроза есть?
- Конечно. Все еще в некоторых кругах сохраняется беспокойство о том, что греческий, болгарский или македонский национализм может вспыхнуть в любой момент, и мы снова с ним столкнемся. Между тем это не совсем так. В частности, греческий национализм стал возрастать после экономического кризиса.

- Удалось ли Балканским войнам изменить этническую и религиозную карту региона?
- Да. Была достигнута желаемая цель. В то время как 50% населения Македонии были мусульманами, на сегодняшний день их всего 2%. В отношении болгар применялись этнические чистки со стороны греков. Балканские государства стремились как сохранить национальную идентичность, так и быть современными, как Германия, Франция, Италия. Однако Македония - не такое гомогенное общество, как Германия. Одну половину населения Македонии составляли греки, другую - болгары. С точки зрения этнических идентичностей разделение тесно переплетенных друг с другом обществ становится похожим не на сломанную ветвь, а на поврежденный ствол. Все пережили подобную трагедию на Балканах.

- Принесла ли состоявшаяся в результате Балканской войны чистка Османской империи мир на Балканы?

- Нет. Все историки рассматривают Балканскую войну как «репетицию» Первой мировой войны. После того как греки взяли Салоники, они выпустили открытку. На ней была изображена спасающая Салоники армия, которая стремительно движется в сторону находящегося вдалеке солнца. На фоне солнца вырисовывается силуэт Собора Святой Софии. Именно в этом состоит причина того, что греки называли Стамбул Константинополем и высадили свои войска в Измире. Благодаря расширению территории в результате Балканских войн Греция приобрела уверенность, она предполагала, что Османская империя потерпит поражение в Первой мировой войне, и греки смогут быстро взять Измир.

Читайте также: 2023 - низкие ожидания турецкой молодежи

- Ситуацию на Ближнем Востоке вы сравниваете с Балканами. Какую вы проводите аналогию?
- Особенность Балкан состоит в том, что этот регион в течение многих веков управлялся многонациональными империями - Византийской и Османской. Характерной чертой населения этих империй являлось наличие различных идентичностей. В Османской империи одна половина деревни могла принадлежать алавитам, другая - суннитам. Кроме того, у населения, в отличие от Западной Европы, не было возможности расселяться на определенных территориях в соответствии с их этническими идентичностями. Это полностью совпадает с ситуацией на Балканах. Именно этим было обусловлено мое намерение подготовить документальный фильм о Балканских войнах. Этнический национализм в обществах, где тесно переплетаются друг с другом многие этнорелигиозные сообщества, порождает трагедии.
 
- Почему Османская армия потерпела поражение в войне?
- Военное обучение на Балканах находилось на более высоком уровне, чем в Османской империи. В то время как в период Балканских войн количество умевших читать и писать в Болгарии составляло 40%, в Османской империи этот показатель был равен 10%. Османское войско было не готово к ночному столкновению, как и не владело соответствующей техникой ведения боя. Когда болгары совершали атаку ночью, они использовали сильные прожекторы. Не обладая необходимыми знаниями, османское войско было напугано и бросилось в бегство. Основная причина поражения - высокий процент контингента пожилого возраста в  османской армии, отсутствие образования.


- Возможен ли тот факт, что поражение в Балканских войнах произошло в силу столь незначительных причин?
- К сожалению, это так. Участвуя в битве под Куманово, Февзи Паша отметил: «Когда война уже почти была выиграна, наступило поражение». По неизвестной причине солдат охватывает паника. Военная дисциплина и образование находится на крайне низком уровне. В то время как продолжается война, солдаты, имеющие греческое происхождение, направляются в свои деревни, чтобы спасти своих детей. Войско распадается. Солдаты Анатолии задаются вопросом: «Что я здесь делаю?» В основе всех этих событий лежит национализм.

Также по теме: Турция перед выбором по вопросам «Курдистана»

- Символичным именем Балканских войн является Шюкрю Паша. Как представлена эта фигура в фильме?
- Шюкрю Паша уделяется значительное внимание в фильме. На его долю выпадают трагические события. Поскольку символом Османской империи являлась феска, как только болгары вошли в Эдирне, запрещается ношение фесок. Кроме того, все надписи вводятся только на болгарском языке. То же самое предпринимается в отношении греков, поскольку в период Балканских войн между греками и болгарами происходит раздел территорий.

- В период Балканских войн на первый план выходит образ турецкой османской женщины. Какое значение имели Балканские войны для формирования образа турецкой женщины?
- С Балканских войн начинается участие турецкой женщины в социальной и государственной жизни. Важнейшей исторической вехой является подготовка женщин-медсестер. Наследницы титулованных родов, которые не знали тяжелого физического труда, были мобилизованы в качестве медсестер, которые добровольно ухаживали за ранеными солдатами.

- Женщины, не зная жизни вне дворца, сближаются с народом…
- Да, отправившись в Собор Святой Софии, они ухаживали за больными, а также помогали с продовольствием мигрантам, влачившим жалкое существование на различных площадях Стамбула или в шатрах за городом. Благодаря этому обстоятельству повышается статус турецкой женщины. Халиде Эдип выступает на митингах, впоследствии становится известным политическим и общественным деятелем. Фатма Алийе занимается редакционно-издательской деятельностью.