Во время Восточно-Азиатского саммита представителей СМИ намного больше интересовало, что будут обсуждать во время встречи премьер-министр КНР и президент США Барака Обамы, чем вопрос, встретится ли Вэнь Цзябао с японским премьер-министром или нет. На самом деле в десятке стран, входящих в АСЕАН, так называемые «сухопутные страны» - Таиланд, Камбоджа и Мьянма – являются близкими друзьями и партнерами Китая. По сравнению с такими «морскими странами» ассоциации, как Вьетнам и Филиппины, степень доверия между Китаем и «сухопутными странами» - намного выше. У Китая и «морских стран» существуют территориальные и морские споры, они также испытывают достаточно глубокое недоверие к Китаю.


Читайте также: Чем так важен визит Обамы в Мьянму


В июле этого года на встрече глав МИД стран АСЕАН только благодаря поддержке Камбоджи, которая выступала в роли хозяина встречи, не был принят вариант совместной декларации, который, по предложению Филиппин, должен был включать пункт о проблемах в Южно-Китайском море. Впервые за 45 лет существования ассоциации встреча завершилась без итоговой декларации. На то, чтобы создать относительно прочную и стабильную основу для двусторонних отношений с этими тремя странами, Китай потратил немало внешнеполитических и экономических ресурсов. В этот раз президент США по очереди посетил три «сухопутные страны» АСЕАН, и местные жители оказали ему теплый прием не только из-за привлекательности политической силы США, но и потому, что Обама разыграл экономическую карту. Например, важным моментом стало обещание США выплатить Мьянме помощь в размере 170 миллионов долларов. Поэтому в многочисленных статьях, которые появились в последнее время, выражается обеспокоенность, что визит Обамы в эти три страны подорвет позиции Китая, а также повлияет на двустороннее стратегическое доверие между Китаем и США.


Подобные опасения, вполне вероятно, имеют под собой логическую основу, однако мы уже видели, что во время встречи Вэнь Цзябао и Обама не затрагивали тему отношений США и АСЕАН и говорили только о китайско-американских отношениях. И это полностью соответствует ожиданиям, поскольку Китай неизменно придерживается позиции, что международные вопросы должны решаться на двусторонней основе. Если говорить об отношениях США со странами АСЕАН, а также продвигаемом американцами Соглашении о Транстихоокеанском стратегическом и экономическом партнерстве (ТРР), то встает вопрос: что же является его движущей силой? И почему Пекин не следит и не выражает опасений по этому поводу? В ходе то угасающей, то вновь растущей глобальной экономической конкуренции, Китай уже стал крупной экономической державой, другие страны не жалеют сил на защиту собственных интересов, и разрастание этих интересов представляется вполне естественным.

Также по теме: Подъем национализма в Азии

Так называемое «стратегическое взаимное доверие» также не застраховано от трудностей. Как сказал Вэнь Цзябао в беседе с Обамой, возникающие проблемы необходимо решать в ходе переговоров, не прибегая к агрессивным действиям и избегая ошибочных суждений. Даже если Обама совершил визит в три страны для того, чтобы сдержать влияние Китая в регионе, эти страны и без того были рады укреплению отношений с США, что вовсе не значит, что взамен они будут отдаляться от Китая. Дело даже не в том, что внешняя политика Китая в отношении его соседей эффективна. Намного важнее то, что хорошие отношения с Китаем для этих стран имеют большое стратегическое значение.

Таким образом, я считаю, что эти страны скорее предпочтут сохранять баланс в отношениях с большими странами. Они не перейдут полностью на сторону США, впрочем, вряд ли полностью примкнут и к Китаю. Сейчас наступили другие времена. Китай никогда не экспортировал в эти страны революцию, поэтому у этих стран нет причин бояться КНР. Я думаю, что по мере укрепления позиций США, в треугольнике Китай - США - АСЕАН может наступить эпоха регионального баланса.