Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лучшие времена для журналистики - впереди

© flickr.com / NS NewsflashГазеты
Газеты
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Весь мир говорит об умирании газет. Пока все выглядит печально. Известная газета Frankfurter Rundschau объявила о своем банкротстве, и газета Financial Times Deutschland прекращает свое существование. Но журналистика не зависит от бумаги. Газеты могут поступать к читателю и в цифровом виде. Хорошие времена для издателей, желающих добиться роста.

Эдмунд Штойбер (Edmund Stoiber) рассказал о курьезном случае, который одновременно способен оставить и травмирующее впечатление. Как-то раз он вместе со своей внучкой сидел за столом и завтракал, а рядом с его чашкой кофе лежала газета Sueddeutsche Zeitung. Внучка с посмотрела на фотографию, опубликованную на первой полосе газеты, три раза нажала на нее пальцем и разочарованно сказала: «Дедушка, сломалось!»

Она думала, что с фотографией должно что-то произойти, если до нее дотронуться. Как, например, это происходит в случае с персональным компьютером. То есть изображение там можно увеличить или выйти по ссылке на новый сайт. Она не понимала того, что фотография иногда просто печатается на бумаге, и ничего другого с ней сделать нельзя. Из этого эпизода дедушка сделал вывод: газетная журналистика у молодого поколения не в чести.

Могильщики считают, что они получают подтверждение

Если особенно не углубляться, то новости последних дней подтверждают подобного рода оценки: известная газета Frankfurter Rundschau объявила о своем банкротстве, и, судя по всему, газета Financial Times Deutschland – один из самых увлекательных проектов последнего десятилетия – также прекращает свое существование. Выражение «умирание газет» бродит, как призрак, по отрасли, и все эти профессиональные предсказатели и могильщики полагают, что они тем самым получают подтверждение своих пророчеств – им якобы уже давно известно, что у газет нет никакого будущего.

Читайте также: Каковы перспективы качественной журналистики?


Пока все выглядит печально. К тому же по большей части именно газетные журналисты распространяют подобного рода самореализующиеся предсказания. Это приблизительно то же самое, если бы журналисты программы «Heute-Journal» постоянно сообщали о том, что старение зрителей телеканала ZDF следует воспринимать как явный предвестник скорого исчезновения общественно-правового телевидения.

Действительно ли газетная журналистика скоро перестанет существовать? Или смысл истории, рассказанной Эдмундом Штойбером, совершенно в другом? Поведение ребенка показывает, что бумаге как носителю медийного контента брошен вызов со стороны новых технологий, и что печать как канал распространения в долгосрочной перспективе ожидает сложное будущее. Но прежде всего она свидетельствует о том, что лучшие времена для газетной журналистики - еще впереди.

Хорошие времена для хороших газет


Инстинктивно эта маленькая девочка поняла, какой потенциал для журналистов и издателей скрывается в новых медиа – потенциал, который печатные газеты даже в приближении еще не исчерпали: интерактивность, актуализация за секунды, связь информации с ключевыми словами, неограниченное пространство, слияние различных медийных стилей и эстетик. Хорошие времена для журналистов, которым есть что сказать.

Что вообще представляет собой газета? На средненемецком литературном языке слово газета (Zeitung) означает «новость». И фраза «Hat er gute Zeitung?» означает: «У него хорошие новости?» Поэтому газета – это хорошо изложенная, критически проверенная новость, нечто новое, упорядочение событий с помощью профессиональных журналистов. Броский язык. Содержание со своим куратором и ясным отправителем, берущими на себя ответственность за достоверность написанного. Вот это и есть газета. И газета сегодня – к счастью – может быть прочитана не только в аналоговом виде, то есть, на бумаге, но и в цифровом, то есть, на электронной бумаге, на компьютере, на планшетнике или мобильном телефоне. Хорошие времена для издателей, желающих добиться роста.


Также по теме: Качественная журналистика под давлением

Дух определяет материю

Тот, кто жалуется на подобного рода развитие, не понял шанса, скрывающегося в происходящей технологической трансформации. Бумага обладает многими преимуществами, и поэтому будет существовать еще долго, и читатели будут отдавать ей предпочтение, как полагают многие улавливающие дух времени гуру. Однако было бы ошибочным заблуждением отсекать будущее журналистики от цифровых носителей информации. Ведь журналистика не зависит только от носителей или только от бумаги.

Дух определяет материю, а не наоборот. Но проблема - вот в чем: слишком большое количество журналистов и издателей чувствуют себя сегодня неуверенно. В дискуссиях и в своих интервью они отчаянно защищают бумагу или жалуются на исчезновение качественной журналистики в глубинах злого интернета. Таким образом, они сами рубят сук, на котором сидят. Самоубийство из страха перед смертью.

Ни одно письмо читателя не способно заменить редакционную статью

Тот, кто не идет в ногу со временем, со временем уходит. Но тот, кто пытается слишком соответствовать духу времени, тот также подвергается опасности. Люди, чувствующие себя неуверенно из-за происходящих изменений, поют песню песней по поводу генерируемого пользователями контента, который в один прекрасный момент якобы заменит собой журналистов. Пользователь, по их мнению, все делает сам, все знает лучше других и когда-нибудь он сделает ненужным журналиста, получившего специальное образование. Это полная ерунда! Генерируемый пользователем контент – это великолепно, это отличное добавление к нашему журналистскому предложению – коллективный интеллект, конечно, существует. Но существует также и коллективная глупость. Однако ни то, ни другое не заменяют собой журналистику.

Читайте также: Почему умирают газеты

Это все равно, что сказать: письмо читателя заменяет редакционную статью. На самом деле - не заменяет, а великолепным образом дополняет. А если посмотреть на истоки журналистики и вспомнить, например, первую газету, издававшуюся более 400 лет назад Иоганном Каролюсом (Johann Carolus) в Страсбурге, то тогда речь, в сущности, также шла о генерируемом пользователем контенте. Только с течением времени газеты стали профессиональным делом. И то же самое будет происходить в цифровом мире.

Хорошая журналистика имеет свою цену

Есть еще одна глупость, порожденная неуверенностью, - это пропаганда бесплатной культуры. В соответствии с идеологией запоздалого коммунизма всемирной сети, свободный мир существует только тогда, когда любая информация для всех и в любое время является свободной, то есть бесплатной. Сложно понять, почему хлеб или лекарства должны тогда что-то стоить, хотя хлеб и лекарства, несомненно, еще больше необходимы для жизни, чем хорошие газеты или блоги во всемирной паутине. Независимая журналистика расследований имеет свою цену и свою ценность.

Поэтому цифровые газеты, как и аналоговые, нуждаются в платных моделях. Только тогда, когда качественная журналистика в цифровом мире станет деловой моделью, появится рынок и не будет никакой политически управляемой государством прессы. Уже существуют первые и кажущиеся заботливыми предложения о создании фондов для сохранения качественной журналистики. Это кошмар с точки зрения читателя. Только рынок создает конкуренцию, многообразие и независимость.

Также по теме: Свободная израильская пресса в опасности

Хорошая статья остается хорошей статьей

Технологии меняются намного быстрее, чем мы думаем – возможно, газета когда-нибудь в будущем будет вновь выглядеть так же, как лист бумаги. Электронной бумаги. Ее можно будет сложить, скрутить, засунуть в карман. И достаточно будет одного нажатия пальца для того, чтобы получить и затем прочитать целую газету или журнал.

Технологии меняются радикально. Но то, что люди хотят читать то, что их действительно интересует, - это меняется намного медленнее, чем мы думаем. У газетной журналистики все лучшее - еще впереди. Хорошая статья остается хорошей статьей. И если в будущем внучка Эдмунда Штойбера будет иметь возможность кликнуть на фото в газете – тем лучше.