Шум вертолета ворвался 7 ноября в спокойную жизнь небольшой деревушки Телес Пире (Teles Pire), расположенную между бразильскими штатами Мато Гроссо (Mato Grosso) и Пара (Pará). Восемь часов утра. Удивленные шумом, жители выходят из своих домов, оставляют повседневные дела и начинают собираться у реки, чтобы посмотреть на происходящее. В нескольких метрах от них винтокрылая машина приземляется, и из нее выходят десятки вооруженных полицейских. Напряженность нарастает.
Некоторые индейцы, вооруженные луками и стрелами, начинают собираться в группы. Позже полиция заявит, что у них было и огнестрельное оружие. Под взорами местных жителей полицейские начинают крушить различные лодки, якобы используемые для незаконной добычи золота в этой местности. Напряжение еще больше увеличивается, когда полицейские входят на небольшое суденышко, пришвартованное к индейскому берегу, и вертолет зависает над серединой реки, чтобы прикрыть их. Неожиданно раздается выстрел, а вслед за ним еще несколько. После перестрелки на земле видно тело 32-летнего Аденильсона Кириши (Adenilson Kirixi) с одним пулевым ранением в голову и четырьмя в грудь. Еще три жителя деревни ранены, один из них тяжело. Четырех полицейских необходимо эвакуировать в связи с ранениями от стрел (не пулевыми). Столкновение между агентами федеральной полиции и индейцами является одним из самых острых эпизодов, произошедших до настоящего времени в непростых отношениях между Бразилией экономического чуда и индейскими общинами.
Подобные трагедии происходят не впервые. 18 ноября 2011 года группа вооруженных людей появилась в деревушке Гуайиви (Guaivy), убила лидера местной индейской общины Нисио Гомеса (Nísio Gomes) и увезла затем с собой его тело. Его труп до сих пор не найден, таким образом, официально Гомес считается лишь без вести пропавшим. А к горечи индейцев в связи с его смертью добавляется возмущение из-за того, что они не смогли совершить священный обряд погребения на земле общины. Как здесь, так и в близлежащих индейских общинах отношения с белыми людьми, в особенности, если речь идет о крупных землевладельцах, весьма напряженные. Сельскохозяйственные угодья буквально душат территории индейцев. Вот как описывает это журналист Ренато Сантана (Renato Santana): «Деревня начинается там, где кончается плантация, а жизнь заканчивается там, где начинаются крупные сельскохозяйственные интересы».
Окопавшись на своей территории, землевладельцы не разрешают индейцам проехать через свои поля даже в том в случае, если им нужно обратиться за медицинской помощью. Оказавшись в тупике, общины начинают саморазрушаться в результате злоупотребления спиртными напитками, которые, несмотря на существующие запреты, продают белые торговцы, и насилия. Как отмечает антрополог Лусия Елена Рангель, «при 100 случаях убийств на 100 тысяч населения, что больше, чем в Ираке, и в четыре раза превышает средний показатель по стране, местное население фактически находится в состоянии войны с агропромышленниками».
Неудивительно, что самоубийство становится для многих единственным выходом из создавшегося положения, в особенности для молодежи в возрасте от 15 до 20 лет. «Власти не слышат крик молодежи, их мало беспокоит то, что подобные случаи могут повториться. Их совершенно не беспокоят обвинения в геноциде», - подчеркивает Рангель.
Прямое насилии как часть системы
Последний доклад о фактах насилия в отношении индейских народов Бразилии, опубликованный Миссионерским индейским советом (Conselho Indigenista Missionário/ CIMI), с помощью цифр рассказывает о масштабах этого геноцида. В течение 2011 года эта организация зарегистрировала 378 случаев насилия, в том числе 51 убийство при отягчающих обстоятельствах, 12 убийств и 94 попытки убийства. К этому следует добавить 39 случаев изнасилования индейских женщин. Эти цифры красноречиво свидетельствуют о дискриминации и расизме, которым подвергаются эти народы, а также о социальной деградации их общин. Огромное число случаев насилия произошло в результате бездействия государственных органов власти: 61 988. Особо следует отметить в этом смысле 35 015 случаев неоказания медицинской помощи. Согласно имеющимся данным, 170 индейцев умерли в прошлом году в результате неоказания медицинской помощи, в том числе 126 детей.
Самое прискорбное заключается в том, что отношения между бразильским обществом и индейскими общинами не только не налаживаются, а наоборот ухудшаются. По сути дела, считает Клебер Буззато (Cleber Buzzato), исполнительный секретарь Миссионерского индейского совета, страна катится в прошлое в сфере отношений с коренными народами.
«Ускоренное экономическое развитие, - отмечает он, - носит хищнический характер. Оно основано на эксплуатации окружающей среды и экспорте сырьевых продуктов, проводимое в жизнь в соответствии с авторитарными решениями нынешнего правительства страны, а его первыми жертвами в экономической и политической областях становятся индейские народы. Все это очень напоминает модель правления в период военной диктатуры 70-х годов».
Признание территории
Подобная позиция правительства «Партии трудящихся» наглядно проявляется в той вялости, с которой идет процесс инвентаризации индейских земель. По данным Миссионерского индейского совета, из 1,044 тысячи существующих индейских территорий зарегистрированы лишь 363, в то время как на 339 продолжают выдвигать требования индейские общины. По оставшимся 342 территориям по-прежнему идет процесс инвентаризации, причем его медлительность вызывает отчаяние: в 2011 году правительство Дилмы Русеф определило статус лишь трех территорий. Подобные бюрократические проволочки превзошли даже ее предшественника Луиса Игнасио Лулу да Силва, который за десять лет президентства определил статус лишь 80 территорий, на которые предъявляли требования коренные народы. Следствием всего этого явилось то, что лишь в 2011 году произошло 99 конфликтов, связанных с правом индейских общин на землю; 42 из них явились следствием вторжения на эти земли.
Деревня Кшаванте (Xavante) на себе испытала это административное бездействие. Вот уже 17 лет как жители не имеют доступа к большей части признанной за ними территории площадью в 165 тысяч гектаров, расположенной в конфликтном штате Мато Гроссо. В течение всего этого времени давление крупных землевладельцев препятствовало возврату земель индейцам. Лишь в октябре этого года Федеральный суд принял постановление о возможности выселения крупных землевладельцев, занимающих индейские земли. Однако ничто не указывает на то, что возвращение земель пройдет легко. Третьего ноября индейский вождь Марио Паридзане (Mario Paridzane) вел единственный грузовичок своей общины, предоставленный правительством для обеспечения медицинских нужд, когда его начали преследовать три автомобиля до тех пор, пока не вытолкнули с дороги. Находившийся там же водитель пришел на помощь Паридзане и отвез его в госпиталь. Через некоторое время оставшийся на месте аварии грузовик нашли полностью обгоревшим. Местные землевладельцы полностью отрицают какую-либо причастность к этому инциденту, приписывая его вождению в нетрезвом виде.
Строительство ГЭС «Бело Монте»
Самым наглядным примером конфликта между политикой ускоренного экономического развития Бразилии и интересами индейских общин стало строительство ГЭС «Бело Монте» (Belo Monte) на реке Кшингу (Xingú), протекающей через штат Пара. Речь идет о масштабном энергетическом проекте правительства Бразилии. Предполагается построить плотину, которая станет третьей крупнейшей в мире. Ее возведение, которое предполагается завершить к 2015 году, обойдется в 11 миллиардов долларов. Проектная мощность будущей ГЭС составит 11,5 тысячи мегаватт, и на ее долю будет приходиться 11% вырабатываемой в стране электроэнергии. С этой целью придется затопить 500 квадратных километров амазонской сельвы и выселить около 20 тысяч человек, в основном индейцев. Предполагается, что около 24 этнических групп, проживающих на 30 индейских территориях, прямо или косвенно будут затронуты стройкой в штатах Мато Гроссо и Пара. В некоторых случаях строительство скажется на населении целых областей.
Республиканский прокурор по штату Пара Фелисио Понтес (Felício Pontes) с уверенностью называет «абсурдными» методы осуществления проекта. Он считает, что данный проект заставит индейские общины пережить то же самое, что пережили их предки, когда в XVII веке на эти земли ступила нога белого человека: «Как только ГЭС «Бело Монте» будет построена, они снова будут вынуждены покинуть свои дома, если только не согласятся на культурный геноцид». Фактически, плотина усилит давление на землю и уничтожение лесов в этой части бассейна Амазонки. Пострадают также водные ресурсы и водный транспорт, являющийся главным связующим звеном в этом районе, исторически выстраивавшимся вдоль течения реки. Наблюдатели также отмечают, что все это все весьма отрицательно скажется на таких видах традиционной хозяйственной деятельности, как рыболовство, охота и сбор плодов и растений, стимулируя тем самым отток жителей из сельской местности в города и усугубляя существующие социальные проблемы.
Все это объясняет резкую реакцию общества на начало осуществления проекта. В результате массовых протестных выступлений, прошедших 13 августа, индейские и экологические организации добились того, что Федеральный региональный суд приостановил работы, которые ведет компания Norte Energía, отвечающая за строительство ГЭС. В качестве основания для отзыва у компании лицензии на ведение работ суд назвал то, что стройка началась без проведения предварительных консультаций с расположенными вблизи индейскими общинами, как того требует Конституция Бразилии. Однако радость длилась всего лишь две недели. 27 августа Верховный федеральный суд отменил решение о прекращении работ, мотивируя свое решение энергетическими потребностями страны. Это новость была очень хорошо воспринята во Франции, где находится штаб-квартира фирмы Alstom, в начале года подписавшей соглашение на сумме 500 миллионов евро о производстве турбин для этой ГЭС.
В действительности довод не блещет новизной и уже использовался для претворения в жизнь многочисленных проектов, имевших серьезные экологические и социальные последствия для всей территории проживания индейского населения. Следует отметить, что в последние годы индейские общины активно выступают против любых инициатив, ставящих под вопрос их проживание на той или иной территории. Первая попытка была предпринята Верховным федеральным судом в связи требованием к животноводам и рисоводам об освобождении территорий, на которые претендовали индейцы. Решение суда оставляло возможность использования этих земель для военных нужд, для строительства коммуникационных сетей и даже в интересах стратегических предприятий, а именно ГЭС и горнодобывающих мощностей. Индейские общины оспаривают попытки распространить действие судебного решения, принятого в отношении штата Рапоса ду Сера (Raposa do Serra), на другие территории. Строго говоря, таким же духом пропитаны и предложения о внесении поправок в Конституцию, выдвинутых влиятельными депутатами, лоббирующими интересы крупных сельхозпроизводителей. На это же направлен и закон, находящийся сейчас в стадии принятия, который предлагает облегчить разведку и эксплуатацию полезных ископаемых на индейских территориях.
И если борьба с незаконной добычей золота выдвигалась в качестве обоснования полицейской операции, стоившей жизни Аденильсону Кириши, то сейчас то же самое месторождение, но только уже разрабатываемое в крупных масштабах, является причиной изменений в законодательстве, которые ущемляют права индейцев. И снова в центре внимания оказалась многострадальная река Кшингу после того, как стали известны планы канадской фирмы Belo Sun Mining Corporation превратить часть земель, отчужденных в результате строительства ГЭС «Бело Монте», в самую крупную шахту по добыче золотой руды в Бразилии. Ее производительность может достичь 4,6 миллионов тонн золотоносной руды в год. Проект, уже вызвавший многочисленные нарекания, 4 декабря будет передан для изучения в комиссию по охране окружающей среды палаты депутатов.
А тем временем индейцы, рыбаки и жители прибрежных районов продолжают протестовать против строительства гигантской ГЭС, требуя, чтобы компания-подрядчик хотя бы выплатила оговоренные компенсации. Возможно, именно поэтому 30 октября провела учения по освобождению объектов в случае их захвата. Все говорит о том, что стремление к ускоренному экономическому росту в Бразилии не остановится ни перед чем, в том числе и перед законными правами индейских народов.