Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему писательницы берут мужские псевдонимы?

© Фото : Public DomainПортрет Шралоты Бронте
Портрет Шралоты Бронте
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Еще в те годы, когда сестры Бронте для своих романов взяли мужские псевдонимы, издатели высказали предположение, что люди скорее предпочтут читать книги, написанные мужчинами, нежели женщинами. Спустя 150 лет в некоторых сферах издательского дела женщины по-прежнему испытывают на себе такое же «предубеждение» - книгоиздатели боятся отпугнуть мужскую часть читателей.

В новом романе в жанре фэнтези «Город черной магии», в котором рассказывается о специалисте по творчеству Бетховена и о нераскрытом убийстве в Праге, никто вообще не понимает, кто кем является.  

 

Как оказалось, и сам автор Магнус Флайт тоже не совсем в курсе. Этот якобы таинственный незнакомец, пишущий детективы, на самом деле псевдоним, выбранный авторами книги Кристиной Линч и Мэг Хаури. 

 

Для своего первого триллера г-жа Линч и г-жа Хаури решили выбрать мужской псевдоним отчасти потому, что, как объясняет Линч, они изучили научные статьи, в которых говорится о том, что женщины охотнее покупают книги, написанные представителями противоположного пола, да и мужчины предпочитают произведения, созданные мужчинами. Поэтому они решили не рисковать и бороться за каждого читателя. «Надо подстраиваться под каждого, с какой стати мы должны отказываться от читателей?», - говорит г-жа Линч.  

 

В 19 веке сестры Бронте публиковали свои шедевры под именем братьев Белл, поскольку, как писала Шарлотта Бронте, «у нас было смутное ощущение, что к писательницам принято относиться с предубеждением». И вот теперь, спустя 150 лет в некоторых сферах издательского дела женщины по-прежнему испытывают на себе такое же «предубеждение». 

 

И, несмотря на то, что среди читателей произведений большинства жанров преобладают женщины, книгоиздатели боятся отпугнуть мужскую часть читателей, которые, как правило, предпочитают авторов-мужчин. 

 

«Иногда женщинам-писательницам стоит взять мужской псевдоним, особенно в тех случаях, когда главными героями их произведений являются мужчины. Или же когда произведение написано в «мужском» жанре, например, военная фантастика, некоторые виды фэнтези или жесткие триллеры», - считает Анна Соувордз (Anne Sowards), редактор издательства «Penguin», в котором публикуют свои фэнтези-романы женщины К. Стюарт (K. Stewart), Роб Турман (Rob Thurman) и К. Тейлор (K. Taylor).

 

Женщины преобладают среди поклонников большинства жанров литературы, и исключение составляет лишь научная фантастика. И, тем не менее, издательства не хотят оттолкнуть читателей-мужчин, которые по результатам некоторых исследований любят читать книги, написанные мужчинами. В 2005 году два ученых из Колледжа Королевы Марии (Queen Mary College) провели опрос среди 100 преподавателей и научных работников высших учебных заведений, критиков и писателей. Оказалось, что четверо из пяти мужчин сказали, что последний из прочитанных ими романов написан мужчиной. Как показало исследование, женщины читали книги, авторами которых в одинаковой степени были как мужчины, так и женщины.  

 

«У нового автора не должно быть ничего такого, из-за чего читатель отложит книгу и скажет: «Это не для меня»», - говорит г-жа Соувордз.- Когда мы говорим, что книга должна привлечь читателей-мужчин, мы хотим, чтобы в книге буквально все соответствовало этой цели – и обложка, и текст, и, конечно же, имя автора». 

 

В научной фантастике укоренилась традиция, согласно которой авторы-женщины не только пишут под мужскими именами, но и изображают из себя мужчин. В 70-е годы Джеймс Типтри-младший (James Tiptree Jr.) завоевал популярность среди огромного числа читателей и получил множество литературных наград. Но только в 1976 году выяснилось, что настоящее имя автора – Элис Шелдон. 

 

Жанр фэнтези женщинам-писателям несколько ближе, но, как правило, только в тех случаях, когда авторы не берутся описывать мужские персонажи. Дж. Роулинг как-то произнесла известные слова о том, что ее издатель Блумзбери (Bloomsbury) посоветовал ей выпускать свои книги о Гарри Поттере, не указывая своего имени Джоан, а только инициалы. И даже если выясняется, что автор является женщиной, и ее перу принадлежат самые популярные на данный момент книги, эти неписанные правила все еще имеют значение. 

 

«Разве стал бы 12-летний мальчишка читать книгу автора Джоан Роулинг? - задается вопросом Джон Скальци (John Scalzi), писатель-фантаст и президент ассоциации американских писателей в жанрах научной фантастики и фэнтези. – Но уж если вы нашли признание среди своих читателей, то дела пойдут хорошо – книги Дж. Роулинг по-прежнему продаются, даже после того, как все узнали, что она – женщина. Аудитория не потеряла к ней интерес – вот что важно».   

 

Поскольку авторы начинают активнее участвовать в продаже своих книг – открывают свои сайты, участвуют в конференциях, конгрессах – скрыть свой пол становится все труднее. И многие женщины в своем творчестве начинают отказываться от использования инициалов вместо имен или публиковаться под мужскими псевдонимами. Шинан МакГуайр (Seanan McGuire), женщина, которая написала свою трилогию ужасов о зомби «Newsflesh» под псевдонимом Мира Грант (Mira Grant), утверждает, что поначалу издатели ее не принимали. 

 

Но, по ее словам, благодаря тому, что она отказалась от использования в текстах элементов жестокого насилия, столь характерных для «зомби-жанра», она приобрела популярность среди женской аудитории. Первые две книги были номинированы на литературные премии, а третья стала бестселлером. 

 

Издатели быстро заметили, что писать под псевдонимами вынуждены не только женщины: любительницы дамских любовных романов были бы удивлены, если бы узнали, что некоторые из их любимых шедевров с эротическим подтекстом вышли из-под пера авторов-мужчин.