Рим - Папский фонд «Помощь страдающей церкви» встретился с отцом Брагантини, епископским викарием по культуре и экуменизму. Он высказал свою тревогу по поводу недостатка религиозной свободы.
«Правда, что в Грузии христиане не подвергаются риску, как в других странах, но нужно задать себе вопрос, в каком положении находятся верующие и почему уменьшается число католиков», - так отец Габриэле Брагантини, епископский викарий по культуре и экуменизму католической церкви в Грузии описал Папскому фонду «Помощь страдающей церкви» сложные отношения католиков с Грузинской православной церковью, «в разное время переживавшие свои хорошие и плохие моменты».
Священник из Конгрегации священных стигматов Господа нашего Иисуса Христа, перебравшийся в кавказскую республику в середине девяностых годов, сообщил Папскому фонду об одной из нынешних забот католического клера, чья паства не достигает 1% населения, а именно – о практике перекрещивания, «все более распространяющейся в повседневной жизни грузинской католической церкви».
Читайте также: Грузия - увеличивается государственное финансирование православной церкви
Многие молодые католики вынуждены перекрещиваться, если они хотят заключить брак с православным партнером. Многих пожилых католиков на одре смерти родственники убеждают перейти в православие, так как они боятся, что их близкие попадут в ад или не смогут воссоединиться с ними в потустороннем мире. Есть и другие примеры подобного рода. Таинства осуществляются в присутствии свидетелей на православных свадьбах, в присутствии крестных отцов и матерей при православном крещении. Даже в католических семьях родители предпочитают крестить своих детей в православных храмах, так как «когда они вырастут, у них не будет проблем». Причины этого явления кроются в семейных, социальных и церковных традициях, которые олицетворяют национальную принадлежность к грузинской православной церкви. «Трудно говорить о религиозной свободе и выборе религии, так как если ты грузин, то должен быть православным», - замечает отец Брагантини.
Конституция (статья 9) признает особую роль Грузинской православной церкви. В июле 2011 года парламент одобрил новую процедуру регистрации религиозных ассоциаций, которая вызвала удивление. Неправославные сообщества, которые признавались некоммерческими субъектами частного права, могут зарегистрироваться как юридические лица публичного права, так как они имеют исторические связи с Грузией, а религии, которые они исповедуют, признаны в странах-членах Европейского союза. Следовательно, юридический общественный статус применим к Армянской церкви, исламскому и католическому сообществу. Этот закон натолкнулся на сопротивление Грузинской православной церкви.
Также по теме: Требуются католики-камикадзе
«Разработке этой темы в последние годы были посвящены многие встречи, но некоторые проблемы затруднили составление и принятие совместного документа», - объяснил отец Брагантини Папскому фонду. В 2002 году было принято соглашение, по которому государство предоставило различные привилегии Православному патриархату, что отличает его от других традиционных конфессий: католической церкви, армянской церкви, ислама, иудаизма. Среди них – право вето на строительство культовых сооружений других религиозных сообществ. Закон, одобренный в прошлом году, оставляет много нерешенных вопросов: речь идет о тексте, в котором только заявляется о законности существования других конфессий помимо православной церкви. Нужно еще очень много сделать, чтобы заполнить пробелы в законе.
За последние годы Грузия предприняла некоторые шаги в направлении религиозной свободы, среди которых отказ выполнять те или иные распоряжения по религиозным убеждениям. Недавно стало известно, что в тюрьмах будут оборудованы места для молитвы и религиозного воспитания не только в духе православной церкви. Но остается еще множество нерешенных проблем, среди которых преподавание религии в школах и вопрос о церковной собственности, конфискованной в советский период и частично переданной православной церкви. «Трудно понять, почему церковная собственность была передана Патриархату, несмотря на требования ее законных владельцев», - говорит отец Брагантини. Католики требуют вернуть им пять церквей в Кутаиси, Батуми, Гори, Ивлите и Удэ, переданные православной церкви. «Предшествующая администрация ничего не сделала, чтобы решить этот вопрос, но вновь избранное в октябре правительство пообещало создать комиссии, которые должны разобраться в ситуации», - отмечает он.
Читайте также: Католическая церковь в России
Между тем, католическая церковь продолжает выполнять свою миссию в Грузии. Десятилетия коммунизма «выхолостили жизнь человека и общества». Хотя население сохранило понимание ценности семьи, «женщины часто прибегают к абортам, не ведется подготовка к браку и семейной жизни». Вот почему католическая церковь создала в Кутаиси центр, где людям рассказывают о ценности жизни и семьи, подготавливают к вступлению в брак. Этот центр посещают и православные.
Не всем удается благосклонно принять тот факт, что это католический центр. В центре работают священники, гинеколог и психолог, которые не только организуют встречи, но и помогают бедным многодетным семьям и женщинам, испытывающим трудности, но решившим сохранить ребенка. В этом контексте православная церковь могла бы делать гораздо больше в сотрудничестве с другими конфессиями.