Дорогие друзья, надевайте пуховики и доставайте зимние сапоги, мы отправляемся на крайний север. Представляем вам первую запись в новом блоге о заполярье. Итак, курс на Западную Сибирь!
Что бы ни думали по этому поводу экологи, реакционеры и прочие идеалисты всех мастей, снятие морской изоляции Арктики сегодня официально вступает во вторую фазу, фазу развития.
В середине ноября крупнейшая в мире частная нефтяная компания «Роснефть» с большой помпой объявила план инвестиций в Арктику: 286 миллиардов долларов в течение 20 лет. Тем не менее, западная пресса предпочла обойти стороной это событие (я вернусь к нему в следующей записи).
Сегодня же конец полярного идеализма предвещает уже Газпром, лидер по рыночной стоимости среди европейских компаний. В трех небольших параграфах в очередном пресс-релизе (он опять-таки прошел незамеченным) российская монополия говорит об историческом успехе, который призван навсегда изменить расклад в мире: проход супертанкера со сжиженным природным газом через Арктику в декабре этого года.
Проще, чем ожидалось
40 членов экипажа, целый год подготовки, три ледокола на атомной тяге... Путешествие танкера Ob Rive, который должен был выйти из норвежского Хаммерфеста 7 ноября и зайти в Токио 7 декабря, выглядело опасной затеей. В результате Ob Rive добрался до японского порта 5 декабря, затратив на путь 29 дней, что на 20 дней меньше, чем требуется для прохода по теплым морям (с их многочисленными источниками угроз), и на два дня меньше, чем ожидалось.
Благодаря потеплению климата на пути танкера встретилось лишь несколько не успевших затвердеть ледовых образований толщиной от силы в 30 сантиметров... причем только на отрезке от пролива Вилькицкого до Берингова пролива, то есть на протяжение менее трети маршрута! Хотя все происходило в ноябре-декабре, сопровождавшим танкер ледоколам досталась лишь роль безучастных зрителей.
Морская революция
С помощью успеха арктического путешествия Ob River Газпром подтверждает судоходность, надежность и рентабельность арктического маршрута, который носит гордое название «Северный морской путь». В прошлом году 40 судов среднего водоизмещения предпочли полярные холода пиратам и прочим военно-политическим опасностям южных морей, что, согласитесь, довольно скромный показатель, по сравнению с 19 000, которые прошли через Суэцкий канал.
Кроме того, эти арктические первопроходцы отправились в путь летом, воспользовавшись полным отсутствием льда на протяжение всего пути. Как бы то ни было, сегодня Ob River доказывает нам, что набирающее обороты потепление климата сделало путь вполне проходимым даже посреди уже начавшейся полярной зимы.
Северный морской путь, по которому суда уже в 2012 году могут относительно спокойно двигаться на протяжение целых десяти месяцев, позволяет на 50% сократить время движения из Шанхая в Роттердам. Другими словами, это новый морской маршрут, который может завоевать заслуженную популярность у стремящихся к экономии и безопасности перевозчиков.
По разным прогнозам, Северный морской путь станет судоходным на протяжение всего года в лучшем случае в уже 2015 году, а в худшем — к 2020 году. Активный рост товарообмена через Арктику — это реальность, к которой готовятся наши CMA-CGM и Total, пусть даже некоторые французские руководители, которые опасаются возможных рисков, относятся к такой перспективе гораздо прохладнее наших европейских соседей.
Арктика уже давно не вопрос завтрашнего дня!
На все эти опасения российское правительство, для которого Северный морской путь является важнейшим элементом возвращения на вершину мировой экономической дипломатии, дает ответ в виде масштабных инвестиций. Обеспечение военной и гражданской безопасности Арктики для скорейшего развития региона — такова одна из важнейших задач администрации Путина-3.
Если внимательно рассмотреть стратегические интересы и долгосрочные экологические перспективы нового трансарктического маршрута, перед журналистами и активистами встает такой вполне реальный вопрос: раз судоходство развивается быстрыми темпами, что может помешать Арктике стать через два десятка лет ключевым регионом для товарообмена между Азией и Европой, а также Азией и Америкой?
Кроме того, после расширения государственной и военной инфраструктуры к 2020 году, которая выйдет за границы морского транспорта и телекоммуникаций, кто сможет выступить против освоения арктических природных ресурсов?
Арктика — это точка соприкосновения трех северных континентов, которая привлекает великие державы богатствами недр и стратегическим торговым расположением. Она вылупляется из своей ледяной скорлупы и против воли отдает себя в руки homo economicus.
Таким образом, Газпром разворотил казавшийся нерушимым муравейник истории и надолго смешал всем карты. Вообще, Газпром показывает нам, насколько Фрэнсис Фукуяма (Francis Fukuyama) ошибался в 1989 году: ни о каком конце истории говорить не приходится! Сегодня мы на полном ходу влетаем в новую геостратегическую игру XXI века, игру вокруг Арктики. При этом мы не в состоянии все проистекающие из нее культурные, политические и идеологические преобразования.
В любом случае, я все же попытаюсь регулярно анализировать полярные новости на этих страницах. Мир меняется...