Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
В субботу в Египте вновь открылись участки для голосования. На сей раз египетский народ принимает участие в референдуме по вопросу о новой конституции, которая вызывает серьезнейшие разногласия в обществе. Египет пережил правление монархов и генералов. 32 года страной правил президент, державший под своим контролем абсолютно все.
В течение последнего года египтяне идут к избирательным урнам вот уже в четвертый раз: парламентские выборы, первый этап президентских выборов, избрание Мурси. И вот теперь – голосование по новой конституции. Свободное изъявление воли становится рутиной для граждан этой страны.
И тем не менее - Египет не знает покоя. Молодежь недовольна, гнев выплескивается на улицы, люди вступают в стычки друг с другом. Они чувствуют, что Братья мусульмане украли их революцию – прямо из-под носа. Это их свобода. Но определенные силы пытаются ограничить эту свободу, изменить характер революционных завоеваний. Создается впечатление, что хаос в стране будет только нарастать. Ни одна из сторон не пойдет на уступки добровольно. Так кажется тем, кто наблюдает за происходящим со стороны.
Подобное представление о том, что происходит в Египте, является слишком упрощенным. Оно связано с культурным противостоянием между Западом и Исламом. Запад наблюдает за президентом Мурси и тем, как он пытается ввести в стране законы шариата. Понятия «диктатура» и «религиозное засилье» первыми приходят на ум. Это просто, это удобно, это почти ожидаемо. Но о какой диктатуре идет речь?
Египетские судьи объявили о забастовке и отказе контролировать процесс голосования по новой конституции. Преступники будут оставаться на свободе, никто не будет отправлять их в тюрьмы. Революционная молодежь вернулась на площади и взяла в осаду президентский дворец, где заседает законно избранный глава государства. Армия не вмешивается в происходящее. Оппозционные силы и демонстранты не были подавлены танками, не были обстреляны с воздуха – как в Сирии. Да, Египет голосует за конституцию, в которой религия получает значительные полномочия, президент получает дополнительные права, но, в то же время, предусматриваются немалые ограничения для исполнительной власти.
Президент является главнокомандующим вооруженными силами Египта, однако, согласно новой конституции, он имеет право объявить войну или направить армию на боевое задание только в том случае, если будет «учтено мнение Национального совета». Мурси имеет право быть президентом только два срока. Конституция гласит: «Единственным сувереном в государстве является народ».
Это демократия. С египетской спецификой, но все-таки демократия. Нынешний режим намного более демократический, чем мубараковский. При Мубараке все решали секретные службы, каждый гражданин находился под подозрением. Можно было посадить человека за неподходящее слово, за неподобающую фотографию. Режим Мубарака не признавал гражданских прав, прав человека.
Никто не утверждает, что Египет в скором времени превратится в Америку или Западную Европу. Нет. Невозможно требовать от государства, граждане которое до недавнего времени жили в страхе, чтобы оно немедленно начало борьбу за права женщин, национальных и сексуальных меньшинств. Мурси не является лидером западного толка, несмотря на то, что получил образование в США. Египетское общество не является западным обществом. Тот, кто не понимает этого, не знает, что такое Египет, не осознает, какие революционные процессы переживает сейчас эта страна. Египет останется религиозным, военным, бедным и неспокойным государством. Темперамент египтян – это их гарантийное обязательство. Египетский народ способен заставить своих лидеров прислушиваться к себе.