Каково происхождение истории о Рождестве Христовом?
Кое-что об этом рассказывает Библия. В Евангелии от Матфея упоминаются волхвы и Вифлеемская звезда, а в Евангелии от Луки говорится об охваченных благоговейным страхом пастухах и о том, что Иисус родился в хлеву, поскольку все постоялые дворы были переполнены. На протяжении веков привычная сцена рождения Христа приукрашивалась и пополнялась все новыми преданиями, и в итоге мы получили изображение младенца Иисуса, лежащего в яслях в окружении родителей Марии и Иосифа, а пастухи, быки, ослы и трое волхвов наблюдают за этим. Но даже такой авторитет, как папа Бенедикт XVI, говорит, что традиционная сцена рождественского вертепа имеет под собой мало оснований. Так, животных, скорее всего, там не было, пишет понтифик в своей новой книге «Jesus of Nazareth: The Infancy Narratives» (Иисус из Назарета. Хроники младенчества). Традиция изображения быков и ослов происходит из раннего христианского учения о том, что даже животные признали Иисуса в качестве Сына Божьего. Бенедикт - не единственный, кто подвергает сомнению популярную версию рождения Христа. «Фактически невозможно свести все рассказы и описания к единой повествовательной картине», - говорит историк религии Л. Майкл Уайт (L. Michael White).
Читайте также: Как мусульмане празднуют рождество?
Когда родился Христос?
Наверняка не 2012 лет тому назад 25 декабря. Матфей относит рождение Иисуса к последним годам правления пользовавшегося поддержкой Рима царя Иудеи Ирода Великого, умершего в 4 году до нашей эры. Бенедикт пишет, что Христос, видимо, родился менее чем за два года до этого, то есть, в 5 или шестом году до н.э. Римская католическая церковь выбрала 25 декабря в качестве даты рождения Христа в 4-м веке, чтобы прибрать к рукам языческий праздник, отмечавшийся в тот же день. Чтобы определить настоящую дату рождения Христа, ученые пытаются установить, когда могла взойти Вифлеемская звезда.
Что такое Вифлеемская звезда?
На сей счет существуют разные теории. Согласно Евангелию от Матфея, волхвы увидели в небе яркий свет, последовали за ним, и пришли к месту рождения Иисуса. Кто-то говорит, что это была новая звезда или взрыв белой карликовой звезды, зарегистрированный китайскими звездочетами в 5 году до н.э. Другие утверждают, что это была планета Юпитер, которая, похоже, дрейфовала по небу в западном направлении с сентября 3 года до н.э. по май следующего года. Астроном Джон Мосли (John Mosley) из обсерватории Гриффита в Лос-Анджелесе недавно предложил теорию о том, что Вифлеемская звезда на самом деле была схождением в одной точке Юпитера и Венеры, и это произошло 17 июня 2 года до н.э. «Две планеты слились в один сияющий объект в направлении Иерусалима, если смотреть из Персии», - говорит он.
Также по теме: Жареная курятина за Иисуса
Так волхвы были персами?
В Евангелии от Матфея говорится лишь то, что они пришли с востока, а волхвов там называют «маджи» или «маги». Этим словом называли касту священников зороастризма – монотеистической религии Персии, приверженцы которой искали указания и знаки в звездах. Идея о том, что их было трое, и что они были царями, появилась в более поздних текстах, где их называли Валтасаром, Мельхиором и Каспаром, царями Аравии, Персии и Индии соответственно. Исследователи Библии говорят, что этот элемент был включен в повествование о Рождестве Христовом для отражения христианской традиции, говорящей о том, что все люди признают божественную природу Христа. Профессор теологии из Университета Оклахомы Брент Ландау (Brent Landau) установил текст 8-го века, претендующий на рассказ волхвов о рождении Христа. В нем повествуется о том, как двенадцать религиозных мистиков совершают путешествие в Вифлеем (возможно, из Китая), чтобы лицезреть это событие. «Нет других ранних христианских писаний, дающих исчерпывающее разъяснение по поводу этих таинственных людей», - сказал Ландау.
Где родился Иисус?
Большинство ученых сходятся в том, что Иисус родился в Вифлееме – но не в хлеву. В Евангелии от Луки говорится, что Мария положила Иисуса в ясли, потому что в гостинице не было мест. Но слово «гостиница» в Библии короля Якова - это неверный перевод греческого словосочетания «свободное место». Плюс к этому, в те времена семьи держали животных в доме, а не в отдельном помещении для скота. Поэтому, как считает историк Р.Т. Франс (R.T. France), Иисус, скорее всего, родился «в главной жилой комнате крестьянского дома, куда на ночь приводили животных».
Читайте также: Sina Weibo: Рождество после конца света
Должны ли несоответствия беспокоить христиан?
Папа говорит, что нет. «Цель апостолов заключалась не в том, чтобы дать исчерпывающее изложение, - пишет он, - а в создании летописи того, что казалось важным для нарождавшегося сообщества верующих в свете слова». История о Рождестве Христовом показывает смирение Христа и божье чудо, обретшее человеческое обличье. Рассказы о жизни Христа - это не научно-исторические хроники, говорит профессор религиозных исследований из Университета Северной Каролины Барт Эрман (Bart D. Ehrman), а проповеди, или «благая весть». Истинное значение Христа, отмечает он, заключается не в том, что «произошло на самом деле», а в том, «что в действительности происходит в жизни тех, кто верит, что такие истории передают более важную и величественную истину».
Как выглядел Иисус?
В Евангелии ничего конкретного не говорится о национальности Иисуса, кроме того, что он был евреем. Но ученые рисуют его в самых разных этнических цветах и оттенках. В 1836 году английский историк Годфри Хиггинс (Godfrey Higgins) предположил, что Иисус был смуглым индийцем. Некоторые христиане из числа афроамериканцев, включая Джесси Джексона, утверждают, что он был черным, предлагая в качестве аргумента то, что Мария происходила из племени африканских евреев. Самые ранние из дошедших до нас изображений Христа относятся к 3-му веку, так что исторических свидетельств и фактов у нас мало. Хотя Иисус вряд ли мог быть голубоглазым и белокурым, как его рисует западная традиция. Авторы антропологического исследования в 2001 году пришли к заключению, что скорее всего, у Иисуса была немного смуглая кожа и темные кудрявые волосы. Неточные впечатления Запада, отмечает теолог Чарльз Хэкет (Charles D. Hackett), «напоминают о нашей тенденции неправедно узурпировать его, ставя на службу нашим культурным ценностям».