Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Венесуэла, возможно, воспрянет ото сна

Будучи тяжело больным, Чавес оставил страну в тяжелом положении, которое создаст трудности официальным властям и даст шанс оппозиции

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Возможно, своей тяжелой болезнью Уго Чавес добился бессмертия, к которому всегда стремился. А также поклонения, которого удостаиваются святые и мученики. Плакаты на улицах Венесуэлы не оставляют и тени сомнений: Чавеса сравнивают уже не с Боливаром, а с самим Иисусом Христом. Некоторые плакаты идут еще дальше: «Народ - это Чавес», «Мы все - это Чавес». Новое чудо перевоплощения.

Мехико. - Возможно, своей тяжелой болезнью Уго Чавес добился бессмертия, к которому всегда стремился; а также поклонения, которого удостаиваются святые, мученики, искупители.

Плакаты на улицах Венесуэлы не оставляют и тени сомнений: Чавеса сравнивают уже не с Боливаром (его главными кумиром), а с самим Иисусом Христом. Некоторые плакаты идут еще дальше: «Народ - это Чавес», «Мы все - это Чавес». Новое чудо перевоплощения.

Возможно, кубинские правители, от которых зависит многое, примут решение, чтобы Чавес продолжил управлять страной, подобно Эль Сиду, который выигрывал сражения и после своей смерти. Но если Чавес умрет (что вполне вероятно), как только о его смерти станет известно, глубокая скорбь охватит широкие слои венесуэльского общества. Нечто подобное произошло с Евой Перон, защитницей обездоленных, скончавшейся в 33 года от скоротечного рака. Почитать ее стали немедленно, и это поклонение длится до сих пор.

Читайте также: Чавес - выиграть схватку и остаться в живых

Исходя из этой предпосылки, сценарии развития будущих событий могут быть самыми разнообразными и, как всегда, непредсказуемыми. Я предполагаю следующее: траур будет длиться несколько месяцев, в Венесуэле будут объявлены выборы. Если они состоятся, то чувства горечи и благодарности, которые широкие слои населения испытывают к Чавесу, станут решающим фактором победы кандидата, исповедующего взгляды Чавеса. Этому будут способствовать также избирательные, судебные, налоговые и (отчасти) законодательные органы, которые по-прежнему будут оставаться в руках последователей Чавеса. Если следовать этой логике, наиболее вероятным кандидатом будет Николас Мадуро, которого благословили Чавес и братья Кастро, но сложности, связанные с преемством, в итоге могут оказаться благоприятными для Диосдадо Кабельо (Diosdado Cabello), менее желательной для Кубы фигуры. Нельзя исключать и победы оппозиции. В любом случае, насильственный вариант развития событий представляется маловероятным.

Пока длится траур, в Венесуэле будет существовать режим Чавеса без самого Чавеса. Его портреты, когда он был полон сил и энергии, постоянно транслирующиеся видеозаписи выступлений какое-то время будут неотъемлемым атрибутом нового президента. Но во всех религиях (как и в самой человеческой природе) всякая скорбь имеет свой предел. И в этот самый момент, похожий на долгожданное пробуждение, всем венесуэльцам, как сторонникам Чавеса, так и его противникам, неизбежно придется столкнуться с суровой экономической действительностью. Это произошло в СССР в 1989 году и рано или поздно случится на Кубе и в Венесуэле.

О признаках надвигающейся катастрофы уже знают все. Бюджетный дефицит достигает 20% ВВП, или около 70 миллиардов долларов. Официальный обменный курс составляет 4,3 боливара за доллар, но на черном рынке за доллар дают 18 боливаров. Уровень инфляции в течение нескольких лет был самым высоким в регионе. Нехватка товаров и продуктов (ставшая чуть ли не хронической болезнью Венесуэлы вследствие систематического развала производственной базы, эмиграции высококвалифицированного среднего класса и отсутствия капиталовложений) была лишь слегка приглушена в 2012 году, когда правительство Чавеса пошло на огромные траты и закупило всевозможные товары и продукты, чтобы задобрить своих избирателей и заручиться их голосами. Но теперь Венесуэла испытывает острую нехватку валюты. Как объяснить то, что страна, доходы которой от экспорта нефти во время президентства Чавеса превысили 800 миллиардов долларов, находится сейчас в столь бедственном положении?

Сторонники Уго Чавеса празднуют победу своего кандидата на президентских выборах в Венесуэле


Также по теме: Чавес-исламист

Объяснения, прежде всего, связаны с нефтью. В 1998 году Венесуэла ежедневно производила 3,3 миллиона баррелей, экспортируя в день (и получая за это деньги) 2,7 миллиона баррелей. Сейчас производство снизилось до 2,4 баррелей в день, из которых страна получает реальные деньги только за 900 тысяч (от США, ненавистной империи). Остальная нефть, которая не приносит доходов, распределяется следующим образом: 800 тысяч баррелей идут на внутреннее потребление, практически бесплатное (что порождает весьма выгодный нелегальный экспорт); 300 тысяч идут на оплату кредитов и товаров, приобретенных у Китая; 100 тысяч - на импорт бензина, а оставшиеся 300 тысяч направляются в страны Карибского бассейна, которые платят (если вообще платят) с огромными скидками и отсрочками или платят символически, как Куба (туда уходят 100 тысяч баррелей), которая направляется в Венесуэлу врачей, учителей, полицейских и даже позволяет себе перепродавать венесуэльскую нефть и получать от этого прибыль. Если сравнивать сегодняшний день с началом правления Чавеса, то доходы Венесуэлы от экспорта нефти сократились на две трети. Во время траура или сразу после него, ставшему президентом последователю Чавеса придется столкнуться с этой реальностью и дать на нее ответ. Но он будет уже не Чавесом, не тем харизматичным Чавесом, который творил чудеса и мог все объяснить, все оправдать и все выдержать. Верный устоявшейся политической культуре с испанскими корнями, народ отреагирует на эту действительность с возмущением. Он обвинит последователей в том, что они не соответствуют уровню Чавеса и его заветам. «Чавес бы этого не допустил»,  «Чавес бы эту проблему решил» - будут говорить люди. И вот тогда наступит конец режима без Чавеса, а оппозиции представится великолепная возможность.

После долгих лет неудач и ошибок венесуэльская оппозиция укрепила свои ряды, выбрала умного и смелого лидера Энрике Каприлеса и неплохо выступила на выборах, получив почти 7 миллионов голосов.

Читайте также: Венесуэла под властью Уго Чавеса

Во время тяжелой болезни Чавеса оппозиция проявила заметное благоразумие, хотя и не переставала выступать с протестами. И правильно сделала: любой всплеск страстей может рассматриваться как провокация и привести к насилию. Но если оппозиция, которая так долго этого ждала, сохранит выдержку и единство своих рядов, то на следующих президентских выборах она сможет добиться неплохих результатов и восстановить (особенно после траура) утраченные позиции.

В ходе этого пробуждения должны заявить о себе студенты, которые пока что находятся в состоянии полудремы. Они сыграли ключевую роль в ходе референдума 2007 (который не допустил открытого внедрения в Венесуэле кубинской модели). Возможно, и на этот раз они сыграют решающую роль.

Сейчас на карту поставлено не только возрождение экономики страны и восстановление демократических норм, в течение 13 лет попиравшихся политическим волюнтаризмом Чавеса. Сейчас на повестке дня стоит вопрос об элементарном сохранении общества, раздираемого нетерпимостью, разногласиями и пропагандой ненависти со стороны властей.

Идеолог нацизма Карл Шмидт разработал теорию «друга/недруга» как основной составляющей политики. Чавес оказался его прилежным учеником. Немногие латиноамериканские правители с подобным фанатизмом следовали этому учению. После траура это понятие должно исчезнуть из политических споров. Только в этом случае наступит примирение в нашем доме.