Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Война в Мали вступает во вторую фазу

Отход исламистов в пещеры на севере Мали наводит на мысли о «стратегическом отступлении» по примеру того, как поступили талибы в Афганистане

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Осенью 2001 года, то есть пять недель спустя после начала войны, талибы без боя оставили Кабул и укрылись в пещерах вдоль пакистанской границы. «Победа», — думали в тот момент в американском руководстве. Но несмотря на присутствие в стране 150 000 военных коалиции, талибам постепенно удалось вернуть себе контроль над южной и восточной частями Афганистана. Не повторится ли тот же сценарий в Мали?

Осенью 2001 года, то есть пять недель спустя после начала войны, талибы без боя оставили Кабул и укрылись в пещерах вдоль пакистанской границы. «Победа», — думали в тот момент в американском руководстве. Но несмотря на присутствие в стране 150 000 военных коалиции, талибам постепенно удалось вернуть себе контроль над южной и восточной частями Афганистана. Не повторится ли тот же сценарий в Мали? Сегодня они сидят в засаде в ожидании окончательного вывода американских войск, а затем вновь попытаются взять власть в свои руки.

В мае 2003 года режим Саддама Хусейна не устоял перед вступившими в Багдад американскими силами. «Цель достигнута», — не скрывал радости Джордж Буш. Несколько месяцев спустя рассеянные по городам суннитские мятежники начали наносить удары по иностранным войскам.

Может ли афганский и иракский сценарий повториться в Сахеле? Всего за три недели французские силы отвоевали все крупные города на севере Мали: Гао, Тимбукту, Кидаль. Причем, практически без боя. При виде французской огневой мощи исламисты предпочли избежать столкновения и скрыться в пустыне. Так, не готовятся ли они, подобно афганским талибам, к «стратегическому отступлению» в сокрытые от американских спутников пещеры у алжирской границы, чтобы вновь продолжить бои после ухода французов?

Читайте также: Мали - исламисты прячутся среди населения

Французский штаб не сообщил каких-либо сведений об ущербе, который был нанесен в результате авиаударов по исламистским отрядам. Тем не менее, министр иностранных дел Лоран Фабиус (Laurent Fabius) в среду заявил следующее газете Le Parisien: «Мы многих убили. Террористы дезорганизованы. Им нанесен серьезный урон». Уцелевшие отступили на север к плоскогорью Адар-Ифорас у границы с Алжиром. Так, например, обстоят дела с людьми аг-Гали, лидера группировки «Ансар ад-Дин». Он вернулся в свои родные горы, откуда в прошлом уже вел партизанскую войну. То же самое касается боевиков одного из лидеров «Аль-Каиды» в исламском Магрибе" (АКИМ) алжирца Абу Зеида. «Враг пытается бежать на север», — подтверждают в штабе.

Французские военные в Мали


Засады и теракты

Какой будет стратегия исламистов в ближайшем и более отдаленном будущем? Сегодня никому это доподлинно не известно. Но хотя чиновники уже во весь голос трубят о победе и обещают скорый вывод французских войск, офицеры не разделяют их оптимизма. «Не стоит недооценивать противника. Вооруженные отряды, без сомнения, отойдут в убежища и продолжат борьбу. Быстрое сражение закончилось, но мы находимся в ситуации долгой войны», — отмечает бывший директор Военной школы Венсан Депорт (Vincent Desportes). Французские силы пришлось рассредоточить по территории протяженностью в 1600 километров (таково расстояние между Бамако и Кидалем). Французский контингент, чья задача заключалась в скорейшем захвате городов, слишком мал, чтобы обеспечить безопасность на всем этом участке. «Эти успехи лишь подрывают достигнутое в результате победы», — предупреждает генерал Депорт.

Также по теме: Нет, Ливия не несет ответственности за Мали


Вооруженные исламистские отряды могут воспользоваться этой уязвимостью для засад и нападений на французские конвои. Кроме того, нельзя исключать, что они займутся подготовкой терактов в городах, в том числе и в Бамако. Будут вредить французским интересам в регионе или на территории страны. Начнут партизанскую войну, асимметричный конфликт против французских сил.

«Как только отвоевание реки подойдет к концу, нужно будет рассмотреть продолжение борьбы в зоне, которая по своей территории больше, чем Франция. Кроме того, придется иметь дело с отрядами, которые не только прекрасно знают регион, но и имеют возможность укрыться в соседних странах. И эта фаза может оказаться гораздо сложнее», — написал несколько дней назад в своем блоге La voie de l’épée («путь меча») полковник Мишель Гойя (Goya).

Борьба с исламистскими отрядами — это главная цель войны в Мали. Но как ее вести? Кто, французские или африканские силы, должны наступать на маленькие и подвижные вооруженные группы? Нужно ли преследовать исламистов и дальше, после Кидаля, или же лучше ограничиться отвоеванием «полезного Мали», позволив этим вооруженным отрядам «управлять камнями», как сказал Мишель Гойя? Как обезопасить границы соседних стран и избежать распространения исламистской угрозы? Планы Франции пока еще туманны.

Население Мали не испытывает любви к исламистам, что отличает страну от Афганистана и его связанных с талибами пуштунов. В планах - начало переговоров с племенами туарегов. В штабах внимательно изучили уроки Афганистана и Ирака. Тем не менее, среди военных бытует поговорка о том, что война обычно выходит из-под контроля тех, кто ее объявил.