Все были поражены, когда Бенедикт XVI неожиданно объявил на консистории коллегии кардиналов о своем отречении от Престола Святого Петра. Этот беспрецедентный в современной истории папства поступок можно понять в свете усиливающейся физической немощи Папы, но он вызывает множество вопросов относительно будущего католической церкви.
Различные журналисты в прошлые месяцы предсказывали неминуемый конец правления Йозефа Ратцингера, так как сомневались в том, позволят ли его тающие физические силы пережить сильнейший стресс, связанный с будущим пастырским визитом в Бразилию.
Но никто не ожидал такого поступка. Бенедикт XVI объявил о созыве конклава, в работе которого он прямо не сможет принимать участие, так как каноническое право запрещает кардиналам, возраст которых превышает восемьдесят лет, участвовать в выборах нового Папы.
Читайте также: Сможет ли Ватикан выжить в эпоху цифровых СМИ?
Но трудно представить, чтобы пусть и отрекшийся, но ныне здравствующий Понтифик полностью отстранился от процесса выбора своего преемника. Нельзя исключить, что одной из причин необычного шага Папы было именно желание повлиять на выбор преемника. Годы правления Бенедикта XVI были очень сложными, характеризовавшимися острым внутренним противоборством, возможно, тем же, что сопровождало его избрание. Может быть, он хочет преградить путь своим противникам. Это обстоятельство может осложнить ситуацию.
Итак, весьма вероятно, что личным противникам понтифика придется трудно в марте на конклаве в Сикстинской капелле, а стратегия многих амбициозных кардиналов, уже пущенная в ход, будет подорвана этим неожиданным отречением, которое войдет в силу в 20 часов 28 февраля этого года.
То, что избрание преемника будет осуществляться при жизни Йозефа Ратцингера, возможно, и не будет благоприятствовать тем, кто разделяет его позиции, как например, нынешний архиепископ Вены. Делать предсказания как раньше, так и теперь очень трудно.
Часто нужно взглянуть на список кандидатов, потерпевших поражение на предыдущем конклаве, чтобы выдвинуть гипотезу о будущем преемнике. Кардинал Мартини, который во время первого голосования набрал больше голосов, чем нынешний Папа, умер. Но жив еще аргентинский иезуит Бергольо, почти добившийся необходимого блокирующего меньшинства, которое могло вынудить кардиналов искать посредника между противоборствующими партиями, на которые делятся князья церкви: одни поддерживают решения Второго Ватиканского собора, а другие хотели бы сдать их в архив.
Также по теме: Sina Weibo - Папа уходит?
Понтификат Бенедикта XVI сопровождался инцидентами и провалами. Их было больше, чем успехов. Ратцингер способствовал поляризации мнений. Он часто ставил в затруднительное положение консервативное крыло католической церкви, но при этом не добился поддержки среди реформаторов.
Поэтому он остался в одиночестве, может быть, в непереносимом одиночестве, став жертвой своего двусмысленного положения интеллектуала и церковника.
Это отречение неизбежно отразится на геополитике. Из церковной верхушки уходит сильный сторонник примирения с Русской православной церковью и решительный противник ближневосточной политики администрации президента Обамы, направленной на активную поддержку политического ислама.
Отречение Папы не может не повлиять на внешнюю политику Италии, хотя Рим уже в 2011 году дистанцировался от европейско-российского проекта в пользу политики Соединенных Штатов.