Почему система защиты от метеоров еще так несовершенна?

На прошлой неделе в результате падения метеорита в России сотни людей получили ранения, а все местные жители испытали глубочайший шок. Это событие поднимает вопрос о нашей способности предотвратить повторение подобных трагедий в будущем

В России упал метеорит, в результате чего сотни людей получили ранения, а все местные жители испытали глубочайшее потрясение. По всей видимости, специалисты по космическим наблюдениям не смогли предвидеть это событие. Чем можно объяснить данный феномен? Может быть, мы недостаточно внимательно следим за небом?

Atlantico: На прошлой неделе в России упал метеорит, в результате чего сотни людей получили ранения, а все местные жители испытали глубочайшее потрясение. По всей видимости, специалисты по космическим наблюдениям не смогли предвидеть это событие. Чем можно объяснить данный феномен? Может быть, мы недостаточно внимательно следим за небом?

Стефан Барански:
Прежде всего, считаю нужным уточнить, что россияне пострадали не от метеоритного дождя, как это часто пишут в прессе, а от падения метеора. Речь идет об одном объекте, который проник в нашу атмосферу на огромной скорости в 30 километров в секунду. Примерно через полминуты он разлетелся на части с сильнейшим выбросом энергии, в результате чего образовалось множество осколков, некоторые из которых достигли поверхности. Хотел бы также отметить, что находящийся в воздухе объект называется метеором, а достигший земли — метеоритом. Выплеск энергии в свою очередь был измерен путем анализа инфразвуковых волн и составил примерно 500 килотонн. Это чрезвычайно большой показатель.

Этот метеор не удалось обнаружить по целому ряду причин, которые в частности делают практически невозможным прогнозирование его вхождения в атмосферу. Прежде всего, он составляет в диаметре всего лишь около 15 метров, что крайне мало в космических масштабах. Кроме того, он вошел под углом в 15-20°, тогда как темный цвет этого небесного тела затрудняет его визуальное обнаружение. Наконец, метеор прибыл с дневной стороны нашей планеты. Это представляет собой одну из самых больших трудностей в наблюдении за космосом: у нас возникает своего рода мертвый угол. Мы можем легко обнаружить то, что приходит извне земной орбиты, но нам лишь с огромным трудом удается увидеть то, что появляется изнутри. Есть в данной ситуации и «забавное» совпадение: на эту неделю назначен запуск спутника, который должен будет заполнить данный технический пробел.

Метеорит над Челябинском

Читайте также: Лазерная система сможет испарять опасные астероиды

Таким образом, нельзя сказать, что событие не удалось спрогнозировать из-за недостаточно внимательного наблюдения. В Европейском космическом агентстве существует программа SSA (Space Situational Awareness): специалисты занимаются обнаружением и изучением траектории движения астероидов, которые могут пересечься с Землей. Задача программы в том, чтобы предупредить население о метеорите за несколько дней или даже несколько недель до его падения.

— Какие средства имеются сегодня в нашем распоряжении для наблюдения за небесными телами, которые могут столкнуться с Землей? За какой срок мы можем их обнаружить?

— Все это, как нетрудно догадаться, зависит от размера и окраса объекта: чем он больше и светлее, тем проще его обнаружить. За некоторыми астероидами ученые следят еще с 1930-х годов, тогда как особое внимание этим вопросам начали уделять с 1990-х годов. Если раньше за ними просто наблюдали в телескопы, то сегодня существуют программы, в которых они постоянно отмечаются и отслеживаются. Каждый год открывают около тысячи таких новых объектов. Для прогнозирования возможного столкновения проводится расчет траектории движения астероидов с помощью математических моделей, причем данные приходится корректировать каждый раз, когда один из них проходит близи от планеты, потому что это меняет его траекторию. Эти небесные тела классифицируют в зависимости от их размера и потенциальной опасности по туринской шкале, которая представляет собой градацию возможного ущерба в случае столкновения с Землей. Что касается размера, то ниже определенной отметки они не представляют ни малейшей опасности, так как не смогут достигнуть поверхности после вхождения в атмосферу. В то же время некоторые из астероидов так велики, что способны стереть с лица Земли все человечество.

— Представим, что столкновение с одним из этих астероидов неизбежно. С какой точностью можно рассчитать его последствия?

— Наблюдательные и вычислительные средства сегодня так эффективны, что мы можем предсказать даже то, какой стороной небесное тело ударится в землю. Как и в любых подсчетах подобного рода, здесь существует определенная погрешность, однако в целом результаты просто отличные. Мы можем с высочайшей точностью определить точку будущего столкновения. Тем не менее, до настоящего момента нам не приходилось иметь дело с критической ситуацией, которая бы потребовала эвакуации города или целого региона. Когда мы имеем дело с самыми крупными астероидами, у нас имеется определенный срок для вмешательства. В этой связи возможны даже какие-то операции на самом астероиде, в результате которых его траекторию можно будет отклонить от Земли. Появившийся в России на прошлой неделе метеор оказался самым крупным из известных нам со времени тунгусского метеорита: в тот момент в небе над Сибирью взорвалось ядро кометы диаметром в 40 километров, а ударная волна ощущалась во всей Европе. Люди, которые отправились на место событий в 1920-х годах, рассказывали, что удар повалил деревья в тайге на десятки или даже сотни километров вокруг.

Срез марсианского метеорита, упавшего в районе марокканского города Тиссинт в 2011 году