Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что будет, если мотор немецкой экономики заглохнет?

В еврозоне все сейчас с надеждой смотрят на Германию и рассчитывают, что она сможет вытянуть экономику из застоя. А что, если этот мотор европейского экономического роста сломается?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все сейчас возлагают надежды на Германию: ее динамичная экономика, которая опирается на глобализованные, конкурентоспособные и ориентированные на экспорт предприятия, должна вытащить Францию и остальные страны еврозоны из застоя. К несчастью, крупнейший торговый партнер Германии — это не Китай. И не США. А Франция.

Все сейчас возлагают надежды на Германию: ее динамичная экономика, которая опирается на глобализованные, конкурентоспособные и ориентированные на экспорт предприятия, должна вытащить Францию и остальные страны еврозоны из застоя. Тем не менее, в действительности все выглядит несколько иначе: Франция с ее двухзначным уровнем безработицы теряет почву под ногами из-за падения индекса деловой активности. Дело в том, что после трех месяцев роста, способного ввести в заблуждение, он вновь рухнул до рекордно низкой с марта 2009 года (пик финансового кризиса) отметки. В коммерческой сфере спад наблюдается уже полтора года, тогда как новых заказов (именно они создают основу для будущей экономической деятельности) почти не видно уже 19 месяцев. Частный сектор во Франции переживает тяжелые времена.

В то же самое время Германия продолжает купаться в лучах оптимизма, хотя в четвертом квартале ее промышленное производство упало на 0,6%, что равно среднему показателю по еврозоне, чьи показатели уже больше года находятся в красной зоне. Во Франции же этот спад был куда меньше: 0,3%. Хотя упадок во Франции неизменно объясняют структурными причинами (справиться с этим, разумеется, можно только с помощью огромного количества реформ и поправок, которые заставят граждан потуже затянуть пояса), куда более выраженный спад в Германии называют «временным» явлением.

Читайте также: Кудрин - Выход Германии из еврозоны возможен

Доказательство тому — индекс деловой активности. В январе в Германии он еще находился на положительной отметке, хотя экономика страны и сдала позиции. В то время, как в сфере услуг наблюдался застой, в производственных заказах все же наметился рост. Такой «подъем» экспорта связывают с увеличением азиатского спроса. Если бы только экономика Китая могла расти так и дальше!

К несчастью, крупнейший торговый партнер Германии — это не Китай. И не США. А Франция. На нее приходится около 10% всего немецкого экспорта. Причем, речь идет не только об автомобилях и вычислительной технике. Так, например, Германия отправила на экспорт 645 000 тонн шоколада на общую сумму в 2,7 миллиарда евро за первые 11 месяцев 2012 года (+5,7% по сравнению с показателем 2011 года). Главным направлением этих поставок стала Франция (13,4%).

Экран, транслирующий биржевые графики и диаграммы


При виде упадка во Франции немецкие экспортеры в отчаянии попытались нарастить поставки в Азию. Поэтому они, как сумасшедшие, начали вкладывать деньги в Китай. В прошлом году это сработало. Экспорт товаров достиг рекордной отметки в 1,09 миллиарда евро, что составило +3,4% по отношению к 2011 году. Тем не менее, «неприятный сюрприз» с ВВП заставил обратить внимание на несколько неприятных моментов: в четвертом квартале экспорт сократился на 2% по сравнению с третьим. Кроме того, объемы инвестиций в предприятия уменьшились на 9,3% по сравнению с прошлым годом. Немцы предпочли инвестировать в Китай (именно за ним, как им кажется, будущее), а не в упадочную еврозону.

Также по теме: Экономическое чудо Германии сдулось?

Это не говоря уже о том, что в 2012 году Германии удалось совершить нечто чрезвычайного редкое для современного мира: выйти на профицит бюджета. Он оказался не слишком большим, около 4,2 миллиарда евро, однако стал первым случаем подобного рода за последние пять лет и третьим после объединения страны. Хотя федеральное правительство и власти земель набрали долгов, положительный баланс на местном уровне и в системе социального обеспечения более чем скомпенсировал эти затраты. Любое правительство с профицитом бюджета, безусловно, заслуживает аплодисментов. Далее можно до хрипоты спорить о том, как именно его удалось получить, (если он вообще существует, а не представляет собой плод воображения работающих на правительство бухгалтеров), и о том, стоило ли для этого так давить на налогоплательщиков.

В результате такого налогового груза потребление в частном секторе выросло всего лишь на 0,6% за 2012 год. В то же время расходы правительства, у которого появилась наличность, благодаря рекордным налогам, увеличились на 1,4%. К концу года ситуация обострилась: в декабре розничные продажи упали на 4,7%. Показатели за январь еще не обнародованы, в отличие от данных по продажам машин...

Общий объем продаж транспортных средств сократился в январе на 9,3%. На рынке легковых автомобилей спад составил 8,6%. Больше всего пострадали Ford (32,2%) и Volkswagen (13,3%). Что касается иностранных брендов, продажи Lexus буквально рухнули на 62,8%. Сейчас Германия переживает не лучшие времена.

Именно в таком состоянии находится движущая сила Европы, страна, которая призвана вытащить ЕС из депрессии. Разумеется, исключать перемены тоже нельзя. Китай и другие азиатские страны могут обрушить лавину заказов. А Франция — встать на ноги. Чудеса случаются. Иногда.