Скоро будет уже два года, как кровавые репрессии режима Башара Асада сделали из мирных активистов вооруженных мятежников. В стране идет война на истощение: 70 000 человек расстались с жизнью, куда большее число получили ранения, а почти миллион превратились в беженцев. Но стоит ли нам поставлять повстанцам оружие посреди сирийского хаоса?
Отправка оружия в нестабильные зоны только еще больше расшатывает ситуацию. Кроме того, оружие редко остается в одних руках, и это означает активизацию его контрабанды, которая выйдет за пределы одной конкретной зоны.
На первый взгляд, такое решение в Сирии не может привести ни к чему хорошему. Тем не менее, в уравнении нужно учесть и ряд других стратегических параметров.
Во-первых, у сирийского режима имеются серьезные оружейные арсеналы и хорошие каналы снабжения.
Читайте также: Поставка оружия повстанцам - опасная затея?
Более того, его главный поставщик даже не пытается скрываться. Это Россия. Здесь нужно отметить, что, по мнению Москвы, поставки тяжелого вооружения одному из лагерей ничуть не противоречат призывам к обеим сторонам сложить оружие.
Во-вторых, в распоряжении повстанцев уже имеется более или менее современное оружие.
Оно поступило от дезертиров. С захваченных складов и военных баз режима. По различным международным каналам. А также от иностранных государств.
Европа и США официально приняли решение о поставке легкой военной техники и оборудования (они говорят об «оружии несмертельного действия» оружии). Катар и Саудовская Аравия в свою очередь предпочитают молчать о характере отправленного ими вооружения. Финансовая поддержка стран Персидского залива также играет значительную роль в логистике повстанческих отрядов.
Они действуют точно так же, как вся остальная оппозиция. То есть, не имеют единой структуры. Хуже того, в последние несколько месяцев на первый план выходят радикальные исламистские группы, например, «Фронт ан-Нусра», который был признан в США террористической организацией. Дело в том, что они лучше вооружены и подготовлены, как с военной, так и психологической точки зрения.
Также по теме: Надежда на диалог в Сирии рассеялась, как утренний туман
Кроме того, в боевых действиях образовался застой. Ни режим, ни одна из вооруженных групп не в силах изменить ход войны в обозримом будущем.
Наконец, Израиль находится в боевой готовности.
Тель-Авив не испытывает душевных терзаний при виде того, как сирийцы сражаются друг с другом. Тем не менее, перспектива укрепления позиций и расширения арсеналов ливанской «Хезболлы» и радикальных суннитов вызывает у него нешуточное беспокойство.
В таких условиях перед Западом встает следующая дилемма. Что лучше, вооружить «умеренные» группы повстанцев или же сделать ставку на переговоры с режимом. В конечном итоге самым приемлемым решением может стать сочетание двух этих возможностей.
Ключевые интересы западных правительств заключаются в объединении и укреплении нерадикальных сил с одной стороны и поиске путей для политического переходного процесса с другой. Появления у границ Израиля неконтролируемой «черной дыры» необходимо избежать любой ценой.
Читайте также: Пентагон поддержал идею вооружить сирийских повстанцев
Главная цель заключается в том, чтобы «умеренная» оппозиция в конечном итоге могла стать приемлемым вариантом для руководства переходным процессом.
Помимо дипломатических инициатив (прежде всего в направлении государств Персидского залива) такой путь подразумевает поставки мятежникам оружия (его условия все еще требуют самого серьезного обсуждения) и поиск как можно более надежных партнеров в стране.
Прежде всего, нам нужно пытаться наладить диалог между остатками режима и мятежниками.
Тем не менее, нельзя не признать, что в ближайшее время рассчитывать на формирование прочной оппозиции или диалога не приходится. У этой проблемы попросту нет хороших решений. В любом случае, поставки оружия повстанцам или отказ от них вовсе не будут тем шагом, который положит конец кровопролитию и саморазрушению Сирии.