Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Жители Фолклендов предпочли остаться британцами

© ИноСМИЮрий Николаев
Юрий Николаев
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Итоги референдума жителей Фолклендских островов, завершившегося в понедельник, показали, что островитяне не горят желанием стать аргентинцами. Однако плебисцит не поставил точку в многолетнем споре за эту территорию между Великобританией и Аргентиной. Буэнос-Айрес в конфликте с Лондоном пользуется полной поддержкой стран Латинской Америки, но самое главное - имеет двух мощных союзников в лице России и Китая.

Итоги референдума жителей Фолклендских островов, (Аргентина называет их Мальвинскими островами), завершившегося в понедельник, показали, что островитяне не горят желанием стать аргентинцами. Жители Фолклендов отвечали на вопрос: «Хотите ли вы, чтобы Фолклендские острова сохранили свой нынешний политический статус заморской территории Соединенного Королевства?»

За сохранение статуса высказалось 98,8% участников плебисцита. Явка на референдуме составила 92%, и из 1517 проголосовавших 1513 сказали "да". Против - только трое участников голосования.

Однако плебисцит не поставил точку в многолетнем споре за эту территорию между Великобританией и Аргентиной. Южноамериканская страна по-прежнему считает ее своей, и не признает итоги референдума.

Сразу же после того, как были обнародованы итого референдума, который проводился по инициативе самого правительства Фолклендов, местные власти направили послание президенту Аргентины Кристине Киршнер с просьбой признать итоги плебисцита.

«Уважаемая госпожа Кристина Киршнер, у нас нет абсолютно никакого желания находиться под властью Буэнос-Айреса. Надеемся, что Вы будете уважать волеизъявление народа. Пришло время, когда мировая общественность должна услышать голос островитян, и сравнить его с той ложью и политической риторикой, которая исходит от аргентинского правительства»,  - говорится в письме.

Член законодательной ассамблеи островов Дик Сол заявил, что результат голосования "посылает самый сильный из возможных сигналов остальному миру о нашем праве на самоопределение, праве, за которое мы сражались в 1982 году". "Что совершенно ясно, так это то, что эти острова никогда не принадлежали Аргентине. Мне совершенно ясно сейчас, исходя из объявленных результатов, что они ей никогда не будут принадлежать", - добавил он.

В свою очередь, министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг считает, что Лондон всегда предельно ясно говорил о праве жителей Фолклендов определять свое будущее и решать, по какому пути идти. "Все страны должны принять результаты референдума и поддержать жителей Фолклендских островов", - сказал он.

Аргентина отвергает голосование


Власти Аргентины заявили, что результаты референдума никак не отразятся на их территориальном споре с Великобританией, так как сам референдум не был одобрен ООН. Буэнос-Айрес опирается на тот факт, что в 1965 году Генеральная Ассамблея ООН единогласно, без единого голоса против, приняла резолюцию, признающую аннексию Фолклендских (Мальвинских) островов результатом британской политики колониализма и призвала  страны прийти к решению территориального спора путем переговоров.

«Все это похоже на ситуацию,  когда граждане незаконно захватили здание и живут там, и никак не хотят оттуда уйти. Голосование проходило так, будто голосовали сквоттеры (лица, незаконно вселившиеся в какое-либо помещение и придающее этому действию политическую окраску). В этом случае результат голосования предопределен», - так прокомментировала итоги референдума президент Аргентины Кристина Киршнер.

Глава Аргентины в качестве аргумента в свою пользу привела позицию США - главного союзника Великобритании. Государственный департамент  США выступает за мирное урегулирование территориального спора путем переговоров.

«Если даже  главный союзник Великобритании  - США -  считает необходимым решать территориальный конфликт на основе резолюций ООН, то это о многом говорит», - отметила Кристина  Киршнер.

Еще более жесткой была реакция  министра иностранных дел Аргентины Эктора Тимермана, который заявил, что  такого понятия, как жители Фолклендских островов, просто нет, так как нынешние жители островов — оккупанты.

История спора

История этого конфликта уходит своими корнями в позапрошлый век.

Спорная территория состоит из двух крупных и сотен более мелких островов общей площадью почти 12 173 квадратных километра.

Фолклендские (Мальвинские)  острова находятся  в юго-западной части Атлантического океана, примерно в 500 километрах от побережья Аргентины и на расстоянии 12 тысяч километров от Англии.

Аргентина считает, что острова открыл в 1520 году участник экспедиции Магеллана капитан Эстебан Гомес. А так как законным правопреемником испанской колониальной империи в Южной Америке является Аргентина, то и острова, захваченные Англией в 1833 году, должны быть переданы ей.

В Англии утверждают, что острова были открыты в 1592 году Джоном Дэвисом, в 1690 году английский капитан Стронг, посетивший эти места, открыл пролив, разделяющий два наиболее крупных острова, и назвал его именем лорда Фолкленда. Впоследствии это название англичане закрепили за всем архипелагом.

В 1833 году английский морской десант высадился на Фолклендских островах, а в 1892 году Великобритания объявила их своей колонией.

90 лет спустя, 2 апреля 1982 года, аргентинский экспедиционный корпус высадился на островах и, практически не встретив сопротивления со стороны малочисленного гарнизона (68 британских морских пехотинцев и 25 человек местных сил самообороны), установил 2 апреля полный контроль над ними.

Реакция Великобритании на вторжение была молниеносной: она разорвала дипломатические отношения с Аргентиной и отправила в Южную Атлантику передовой отряд экспедиционной эскадры, в том числе военные корабли с атомным оружием на борту.

Поддерживаемый авиацией десант высадился на острова 21 мая 1982 года, и уже через три недели Великобритания полностью восстановила свой контроль над архипелагом. Во время боевых действий четвертого мая 1982 года аргентинские ВВС потопили английский миноносец "Шеффилд", который, по мнению экспертов, мог иметь на борту ядерное оружие.

Созванный Совбез ООН высказался за вывод аргентинских войск с островов - СССР и еще три страны при голосовании воздержались.

Следует сказать, что все дни войны между Аргентиной и Великобританией в небе Южной Атлантики барражировали советские самолеты-разведчики, которые базировались на Кубе.  Позднее аргентинские военные признались, что получали от Советского Союза разведывательную информацию о месте нахождения английской эскадры.

В ходе войны, которая официально закончилась 20 июня 1982 года, Аргентина  потерпела сокрушительное поражение, потеряв 649 военнослужащих. Потери британской стороны составили 255 человек и трое мирных жителей островов.

Поражение в войне с Великобританией положило конец военной диктатуре, и Аргентина вернулась на путь демократии.

Обострение отношений

В последнее время отношения между Аргентиной и Великобританией особенно обострились после того, как британские нефтяные компании в одностороннем порядке начали разведку месторождений нефти вблизи Фолклендских островов.

Буэнос-Айрес расценил подобные действия как "нарушение суверенитета" и ввел ограничения на прохождение судов с материка в район спорных территорий.

Аргентинский лидер Кристина Фернандес де Киршнер обвинила Великобританию в "расхищении" нефти и рыбных ресурсов в районе оспариваемых территорий "с риском для окружающей среды и угрозой возникновения экологического коллапса в любой момент".

В результате эскалации конфликта и усиления резкости риторики Буэнос-Айреса, Великобритания направила в район спорных территорий один из своих самых современных военных кораблей - эскадренный миноносец " Dauntless" ("Неустрашимый), а также британскую атомную подводную лодку.

Аргентина ответила на это обвинением Лондона в "милитаризации Южной Атлантики" и подала официальный протест в ООН.

В 2012 году, в канун 30-й годовщины конфликта, отношения между Лондоном и Буэнос-Айресом из-за Фолклендов достигли своего пика.
 
Поводом стало решение Британии отправить на архипелаг принца Уильяма, который в феврале 2012 года прошел там 6-недельную службу в качестве пилота спасательного вертолета. Страны обменялись взаимными обвинениями на высшем уровне. Аргентина заявила, что Британия ведет себя, как колонизатор, Лондон же начал требовать от Буэнос-Айреса возврата долгов 35-летней давности.

Ставки больше, чем жизнь

Наиболее точно сложившуюся ситуацию между Лондоном и Буэнос-Айресом описал выдающийся аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес: территориальный спор  между Аргентиной и Великобританией из-за Фолклендских островов очень напоминает  "ссору двух лысых из-за расчески".

Однако  ставки в этом конфликте очень уж высокие. На кон вместо "расчески" поставлены богатые природные ресурсы. По оценке специалистов, объем запасов нефти может составить 300 миллионов баррелей.

Фолкленды являются также важным перевалочным пунктом на пути из Атлантического в Тихий океан и позволяют контролировать Южную Атлантику. На островах размещены британские военные базы — военно-воздушная база «Маунт Плезант» и военно-морская база «Мэр Харбор». Великобритания ежегодно на содержание  военных на далеких островах тратит 112 миллионов долларов.

Союзники Аргентины

Буэнос- Айрес в конфликте с Лондоном пользуется полной поддержкой стран Латинской Америки, но самое главное  - имеет двух мощных союзников в лице России и Китая. Москва и Пекин неоднократно заявляли, что разделяют точку зрения Аргентины: жители Фолклендских островов не имеют права на самоопределение.

В ООН также  большинство стран поддерживает позицию Аргентины по островам.

США предпочитают не ввязываться в обостряющийся на глазах конфликт. Новый госсекретарь Джон Керри просто-напросто призвал обе стороны к «диалогу по практическим вопросам». Британские дипломаты, по меньшей мере, трижды выражали обеспокоенность американским коллегам в связи с позицией Вашингтона по поводу конфликта Лондона и Буэнос-Айреса вокруг Фолклендских островов.

По оценке независимых наблюдателей, вместо того, чтобы ослабить напряженность в отношениях между двумя стран -  референдум только подлил масла в огонь конфликта.