В России следят за плачевной ситуацией на Кипре с тревогой и даже с ощущением некоего бессилия. 19 января министр финансов Михалис Сарис, не привлекая внимания, отправился в российскую столицу в надежде добиться от партнеров продления срока выплат по займу в 2,5 миллиарда долларов, который выделил Кремль кипрскому правительству в 2012 году. Кроме того, процентная ставка по кредиту оказалась куда привлекательней рыночной: 4,5% годовых. Как бы то ни было, чем большая политическая неопределенность наблюдается в Никосии, тем меньший прилив щедрости ощущают российские власти. Прежде всего, это касается крупных российских банков (кризис бьет в первую очередь именно по ним), которые практически в полном составе работают с Кипром. Причем, их в большей степени беспокоит не судьба банковских вкладов, которые могут обложить налогами, а вступившее в силу в пятницу вечером решение о заморозке банковских переводов. «10% налог на счета — это не самое страшное. Больше всего крупные предприятия волнует ограничение движения капиталов», — полагает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Читайте также: Кипр - здесь русский немцу денег не отдаст!
С начала 1990-х годов российские компании и банки используют Кипр как налоговую гавань, которая позволяет им проводить все новые кредитные операции в обход существующих в законодательстве России предохранительных мер, способствуя тем самым формированию финансового пузыря. Они действуют точно таким же образом для выпуска облигаций и обменных операций.
Массовый вывод средств
По подсчетам Альфа-Банка, лишь 10% размещенных на острове российских капиталов фигурируют на кипрских счетах: оставшиеся 90% отправляются в другие европейские учреждения, в первую очередь в Швейцарию, которая также обладает немалой привлекательностью с финансовой точки зрения.
Если кипрский парламент в конечном итоге примет европейский план, некоторые экономисты полагают, что за открытием банков последует массовый вывод средств вкладчиков и крах банковской системы острова, которая в значительной мере полагается на российские капиталы. В таком случае ущерб для российских банков составит, по оценкам агентства Moody’s, порядка 30-40 миллиардов долларов, что куда больше 2 миллиардов, которые бы отошли в качестве налога на вклады.
Также по теме: Русские и дефолт на Кипре
Пятый по величине банк страны ВТБ предложил помощь для реорганизации банковского сектора Кипра. В прессе также появилась информация (официально ее опровергли) о том, что Газпромбанк также предложил острову финансовую поддержку в обмен на участие Газпрома в разработке месторождений в Средиземном море. Как бы то ни было, такая помощь все равно может оказаться недостаточной с учетом растущих финансовых потребностей кипрских властей.