Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Apple & Co.: в погоне за большими дивидендами

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Дела у Apple идут все еще неплохо. Но на бирже это, по-видимому, никого уже не интересует. Недавно состоявшееся основное собрание концерна проходило уже не как чествование самих себя. Треть акционеров проголосовала даже против повышения зарплат руководству компании. Некоторые крупные инвесторы заволновались.

«Бумаги Apple – определенно худшие в мире», - пишет журнал для поклонников «яблочных продуктов» Мac-Life. Всего за пять месяцев руководство компании потеряло 270 млрд. долларов от капитализации – больше всех за всю историю экономики.

Еще несколько месяцев назад журналисты и эксперты расхваливали Apple – компания каждый квартал била рекорды по обороту. Благодаря таким культовым продуктам, как iPhone, на один доллар оборота приходилось 50 центов чистой прибыли. Концерн стал самой дорогостоящей компанией в мире, дороже, чем McDonald’s, Coca-Cola и Siemens вместе взятые.

Дела у Apple идут все еще неплохо. Но на бирже это, по-видимому, никого уже не интересует. Недавно состоявшееся основное собрание концерна проходило уже не как чествование самих себя. Треть акционеров проголосовала даже против повышения зарплат руководству компании. Некоторые крупные инвесторы заволновались. По их мнению, Apple не предпринимает достаточных действий против продолжительного ослабления курса акций компании.

Концерны с  дорогостоящими проблемами


Многие IT-гиганты – не только Apple, но и Microsoft или Google – сегодня, как никогда, привлекательны для инвесторов. Возможно, акции этих компаний ожидает возрождение, поскольку не только в Apple разочаровавшиеся акционеры оказывают давление на руководство. И в Microsoft, Dell, HP или Cicso заметен рост недовольства инвесторов курсом акций. Основные претензии заключаются в том, что менеджмент компаний на протяжении нескольких лет пассивно наблюдает за снижением стоимости бумаг и спокойно складирует миллиардные накопления в оффшорных зонах, - например, на Каймановых островах - и использует успехи прошлых лет.

Верно одно: многие крупные IT-концерны переживают «проблему роскоши». Для них характерна высокодоходная модель бизнеса, которая приносит огромный приток капитала. Эта технология придумана давно, под инвестиции попадает лишь мизерная часть того, что заработано. Большинство таких компаний практически не затронуто продолжающимся долговым кризисом. Их клиенты экономят на чем угодно, но не на IT.

По словам критиков, IT-компании располагают таким количеством денег, что  их менеджеры даже не знают, что с ними делать. Они все активнее требуют более высокие дивиденды.

Привлекательный для крупных инвесторов


Руководители концернов скоро вынуждены будут сдаться под давлением инвесторов, чтобы остановить движение по наклонной плоскости. Из-за низкой оценки на бирже IT-гиганты становятся чрезвычайно привлекательными, особенно для крупных инвесторов. Уже сейчас технологические концерны предлагают более высокие дивидендные проценты, чем компании на рынке потребительских товаров, автомобильной, химической или энергетической отраслей. Более того, технические компании могут позволить себе выплаты еще больших дивидендов.

Финансовая мощь концернов может вскоре вылиться в покупку других компаний. Инвесторы получают шанс обратить внимание на акции мелких специалистов.

Apple располагает наличными средствами в размере около 137 млрд. долларов. Каждые три месяца к ним прибавляется еще по 16 млрд. долларов. Концерн буквально купается в деньгах. Для сравнения: нефтегигант ExxonMobil c капитализацией в размере почти 400 млрд. долларов практически равен по этому показателю Apple, но абсолютно не располагает наличными средствами.

Дагоберт Дак технологической отрасли


Компания Apple является не единственным богачом технологической сферы. В распоряжении  конкурента Google находятся около 50 млрд. долларов, Microsoft - 63 млрд., Oracle - 31 млрд.,  Qualcomm - 27, а Intel - 23 млрд. долларов.

Поэтому крупные инвесторы уже потребовали большую часть свободных средств распределить между акционерами. Легендарный американский инвестор Дэвид Эйнхорн потребовал в феврале от Apple выплаты более высоких дивидендов. Фонд Эйнхорна владеет акциями концерна в размере более 600 млн. долларов и требует увеличения своих дивидендов вдвое. «Учитывая скудные проценты по корпорационным и государственным  облигациям, крупные акционеры, например, пенсионный фонд, требуют все большие дивиденды от все больше зарабатывающих компаний», - отметил Геральд Кихлер из компании Flossbach von Storch.

Более высокие дивиденды

Технологические концерны могут спокойно себе позволить увеличить дивиденды. Несмотря на текущие дивидендные проценты в размере около 4 процентов компания Microsoft до сих пор не выпустила и трети своих текущих свободных денежных средств. Выплаты акционерам компании Apple также покрываются мизерной частью от притока средств. Хотя концерн в прошлом году впервые с 1995 года возобновил выплаты дивидендов и распределяет между акционерами ежегодно около 10 млрд. долларов, от квартала к кварталу он становится все богаче. 

Проблема состоит в том, что руководители IT-компаний для  снижения дивидендных ожиданий акционеров зачастую ссылаются на то, что наличные средства из налоговых соображений находятся на счетах за пределами США, чаще всего, в  Сингапуре или на Каймановых островах. Если бы Apple вернул в США для выплат акционерам все средства (около 97 из 137 млрд. наличных средств находятся за границей), он должны бы уплатить  налог. При грубом подсчете, в казне осело бы около 30 процентов от общей суммы.

Но и при отсутствии высоких дивидендов технологические концерны являются привлекательными из-за чрезвычайно благоприятных биржевых показателей. Intel и Microsoft, биржевые звезды 90-х гг., оцениваются сегодня в сумму, превышающую лишь в десять раз их годовую прибыль. В компании HP соотношение между курсом и прибылью  находится на отметке 6,5.

Акции по выгодной цене


Даже акции компании Apple сегодня привлекательны как никогда. После того как курс акций с наивысшей точки в 705 долларов в сентябре 2012 года упал практически на 40% Если вычесть огромные запасы наличных средств, показатель отношения курса акции и прибыли на акцию будет составлять лишь 7 единиц. Для сравнения: Данный показатель акций компаний Colgate-Palmolive, Nestle, Reckitt Benckiser из-за высокого качества прибыли и хорошей денежной ликвидности оценивается на бирже в 20 единиц. Странным образом акции технических гигантов стоят в два раза меньше, несмотря на зачастую более высокие показатели баланса.

Microsoft, несмотря на как и прежде высокую доходность, оценивается на бирже как «восточноевропейский сборщик мусора», жалуется Петер Дрейде, глава TBF Gobal Asset Management.

Возможны новые сделки


Конечно, есть причины для низкой оценки акций. Microsoft не показывает рост, оборот стагнирует. Однако Microsoft  - это уже не только Windows, где прибыль в последнее время падала. Концерн обладает многими другими рентабельными продуктами – серверным ПО и ПО для создания баз данных.

«Microsoft хотя и не является сегодня самой инновационной IT-компанией мира, но он ей никогда и не был», - говорит аналитик Брайан Визер из компании Pivotal Research в Нью-Йорке. «А доходность компании по-прежнему впечатляет. И я не вижу опасности в том, что в обозримом будущем могут произойти какие-то изменения», - подчеркнул эксперт.

Получается, что биржа недооценивает акции? Похоже, что это так. Судя по показателю отношения курса акции к прибыли на акцию, в 9 единиц (основываясь на прибыли текущего года), Microsoft не является дорогой компанией. «Можно было бы говорить о падение прибыли на 30-40 процентов в течение следующих двух лет, но я не думаю, что это произойдет», - говорит фондовый менеджер Кихлер.

Охотники за компаниями


Большое состояние IT-гигантов может вновь взбудоражить рынок слияний и поглощений. Особый интерес для охотников за компаниями представляют фирмы, специализирующиеся на разработке программного обеспечения. Эти компании в большинстве своем не обременены долгами, получают прибыль и не требуют значительных инвестиций, в отличие от большинства производителей чипов и разработчиков компьютеров.

«В IT-секторе в ближайшие два года начнется сильное движение», - прогнозирует Памела Барбалиа из компании по исследованию рынка Mergermarkets.com в Лондоне. «Крупные акционеры могут, например, начать скупать на бирже недооцененные фирмы, как Dell», - полагает Барбалиа.

Руководитель и основатель одноименного компьютерного концерна, Майкл Делл, уже отмечает, что фирма пытается совместно с партнерами и кредиторами, например,  хедж-фондом Silver Lake Partners, выкупить собственную компанию на бирже. Необходимые для этого 25 млрд. долларов он рассчитывает получить благодаря одобренным крупным кредитам хедж-фонда. Эта сделка должна быть, по всей видимости, выгодна для всех. Однако у компании есть конкуренты. Инвестиционная фирма Blackstone и миллиардер Карл Икан тоже положили глаз на компанию Dell и могут сотрудничать в этом вопросе. Делл может оказаться в эпицентре борьбы за собственную компанию.

Старая гвардия


Возможная борьба за компанию Dell напоминает о существовании старой гвардии IT-гигантов, которые четверть века назад начали доминировать в этой отрасли и уступили в последнем десятилетии место компаниям Apple, Google, Samsung. Они хотя и несколько вышли из моды, но их бизнес-модели до сих пор успешны.

Звезды прошлого могут в скором времени привлечь инвесторов с конкретными стремлениями поглощения. За счет большой денежной ликвидности в потенциальных жертвах финансируемые выкупы (LBO) в течение нескольких лет будут самостоятельно рефинансированы. Кредитные проценты будут покрыты из финансового потока компаний-жертв. Еще даже останутся деньги на выплаты дивиденды новым владельцам.

Останется ли Dell единичным случаем?


В фондах, инвестирующих в финансовые выкупы, в последнее время наблюдается приток денежных средств. Согласно данным агентства Standard&Poor’s, американские фонды, участвующие в финансируемых выкупах, в прошлом году заработали 54 млрд. долларов нетто. Только в январе 2012 года они получили 8 млрд. долларов. Еще один фактор, сигнализирующий о готовящихся крупных сделках -  финансовые инвесторы, специализирующиеся на кредитных выкупах, как Primera и KKR, впервые с начала кризиса, начинают массовый набор персонала.

«Рынок для сделок по большим кредитным ставкам опустошен», - заявил недавно на встрече специалистов отрасли Адриан Маршалл, директор по направлению LBO компании Blackrock. «Нам необходимо больше сделок, таких как Dell, иначе мы не сумеем разместить приток средств на рынке», - отметил Маршалл. В неофициальных беседах лондонские финансовые инвесторы называют в качестве желанных объектов  такие компании как HP, Sisco и даже Microsoft. «Microsoft может без проблем сам себя выкупить на бирже», - полагает и фондовый менеджер Дрейде.

IT-гиганты в азарте шоппинга


Небольшие компании, специализирующиеся на новых технологиях, могут также стать целью IT-гигантов Google, Microsoft, Apple.

В конце 2011 года Microsoft приобрел за 8,5 млн. долларов Skype, программное обеспечение, обеспечивающее голосовую и видеосвязь через Интернет, насчитывающее 900 млн. клиентов по всему миру. В отличие от приобретения технологических компаний, Skype уже на момент заключения сделки при обороте в 840 млн. долларов давал прибыль в 260 млн. долларов.

Как полагают исследователи рынка, выгодными для покупателей являются, прежде всего, компании-специалисты в области комплексного программного обеспечения. «Крупные компании как Oracle, IBM, SAP за последние три года практически скупили всех специалистов в сфере комплексного ПО, остались лишь немногие. Все они являются сейчас потенциальными объектами для заключения сделок», - говорит Барбалиа.

Самым крупным свободным привлекательным  объектом является сегодня британская компания Sage Group с рыночной стоимостью в размере  4,7 млрд. евро. В отличие от SAP и Oracle, она специализируется на малых и средних фирмах и активно представлена в странах с переходной экономикой как Индия и Бразилия.

Инвестиции в платежные системы

Финансовые инвесторы KKR и Blackstone должны иметь  в виду британцев еще по одной причине – интерес может представлять компания SAP. Остальные потенциальные цели для сделок существенно менее крупные – Manhattan Associates и SPS Commerce.

Также интерес представляют компании, предлагающие ПО и решения для мобильный платежей, когда смартфон становится кошельком и кредитной картой. В этой области лидируют Apple и Google. Онлайн-аукцион Ebay два года назад приобрел мобильную платежную систему Zong. Также активно развивается в этом направлении Facebook.

Горизонтальные сделки бессмысленны


Возможной целью для приобретения является французский производитель смарт-карт Gemalto. «Хотя у Apple и Google есть здесь конкуренты со стороны телекоммуникационных концернов, платежных систем и банков, но первые обладают намного большей силой и знают рынок», - говорит Барбалиа.

«Особенно Apple и Google могут прийти к решению купить собственных поставщиков», - говорит Дрейде. На недавно прошедшей выставке в Сан-Франциско этот вопрос  активно обсуждался в кулуарах. Горизонтальные приобретения, то есть приобретение прямых конкурентов, не всегда имеют смысл. Samsung или HTC даже для Apple или Google слишком крепкие орешки, они слишком дорогие. К тому же интерес к этому вопросу тут же проявили бы антимонопольные ведомства. Более приемлемым вариантом могла бы быть компания Nokia, но сейчас у нее нет интересных технологий. И почему успешный производитель смартфонов Apple или Google должен покупать другого, менее успешного и с большими проблемами?

Apple – интерес к поставщикам чипов


Намного больше смысла в приобретении звеньев собственной цепочки. Так, Apple мог бы приобрести поставщика чипов Micron или Cirrus Logic. Apple в последнее время задействовал 91 % от общего производства компании Cirrus. «Последний квартал 2012 года в основном из-за высокого спроса на Apple принес неожиданные новости и способствовал тому, чтобы руководство повысило свои прогнозы на 2012, 2013 и последующие годы», - говорит аналитик Джеффри Шрейнер из инвестиционного банка Feltl&Company в Миннеаполисе, США.

Apple, в отличие от других технологических гигантов, обладает огромным собственным опытом в разработке чипов и мог бы сэкономить. Вместо того чтобы платить Cirrus маржу с прибыли в размере 20%, Apple мог бы самостоятельно использовать патенты изготовителя чипов. Однако Cirrus работает над снижением своей зависимости от Apple и планирует этой весной представить своего нового клиента – также крупного производителя смартфонов.

Cirrus, специализирующийся ранее на производстве звуковых и графических карт для ПК, изготавливает сегодня, в основном, аналого-цифровые преобразователи, микрофоны и цифровые сигнальные процессоры, которые используются в планшетах и смартфонах для трансформирования языка в данные и наоборот.

Основанное в 1984 году в Остине, штат Техас, предприятие, достигло в 2012 году оборот в 427 млн. долларов и показывает быстрый рост. В 2013 году эксперты ожидают  выручку в размере 818 млн. долларов. В 2014 году этот показатель должен составить 980 млн. долларов.

Конкурент Apple, компания Samsung, может обратить внимание на другую компанию в этой отрасли – Maxim Integrated Products, производящую специальные чипы. 46% продукции идут на  мобильные интернет-устройства – смартфоны, планшеты. 20% годового производства компании используются Samsung в смартфонах, например Galaxy. Кроме того разработчик поставляет чипы для автомобилей, ПК, цифровых камер, медицинской техники и др.

Oracle – чемпион


Производители запоминающих устройств, такие как  Seagate или SanDisk, чьи объемы продаж резко увеличились из-за нового тренда Cloud Computing (возможность использования ПО как услуги через интернет), могут стать также желанным объектом для приобретения. В этой сфере оценочная стоимость на данной момент также благоприятна. SanDisk является крупнейшим производителем накопителей флеш-памяти, которые работают в 100 раз быстрее, чем жесткий диск. Они используются, в основном, в смартфонах и планшетах. Но и на ноутбуках и ПК данный вид памяти постепенно начинает вытеснять привычный жесткий диск. Конкурентами компании являются Micron и Samsung. Чипы SanDisk используются также в iPhone. Apple задействует 13% производства SanDisk и является крупнейшим клиентом компании.

Лидером в приобретении в этой сфере является, несомненно, Ларри Эллисон, глава третьего в мире по величине разработчика программного обеспечения Oracle. Только за прошедшие пять лет Oracle приобрел 65 компаний, среди которых производитель жестких дисков Sun.

Список покупок Эллисона


Конкурент концерна SAP на рынке стандартного производственного ПО (бухгалтерия, закупки, склад, персонал) уже приобрел практически все существующие компании-специалисты в отрасли, отмечает аналитик компании JP Morgan Джон Ди Фуцци. У Эллисона постепенно заканчиваются потенциальные объекты для покупки в своей области, говорит эксперт.

Эллисон, чья компания обладает более чем 30 млрд. наличных средств,  вскоре будет вынужден переключиться на другие области в поисках очередного объекта для приобретения. Вряд ли можно себе представить, что Oracle, на протяжении многих лет ведущий относительно успешную агрессивную политику роста при помощи новых приобретений, откажется от нее, говорит Ди Фуцци. «Вы еще увидите, как мы купим разработчика чипов», - заявил Эллисон в середине марта на конференции в Сан-Франциско. Потенциальной целью является подразделение IBM. Но и менее крупные производители чипов как Maxim или AMD также рассматриваются.

Многое возможно

Миллиардер уже назвал конкретные компании – NetApp, производитель систем хранения данных для Cloud. «60% их производства составляют системы хранения для Oracle, - говорит Эллисон. - Мы сами бы с удовольствием приобрели эту компанию». Неудивительно – NetApp работает с брутто-маржей более 60%.

Целью Oracle может стать также компания для хранения и управления информацией EMC. Хотя его оценочная стоимость составляет почти 40 млрд. долларов и это может стать более дорогим решением по сравнению с  NetApp в 10 млрд. долларов, но Oracle мог бы затем выгодно перепродать «дочку» EMC, VM Ware, высоко оценивающуюся сейчас на рынке (7,9 млрд. долларов).

«Сейчас многое возможно. Выгодные оценки стоимости и большой объем наличных средств делают многие сделки привлекательными», - говорит Дрейде.