Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль)
Мой дедушка, Реже (Исраэль) Кастнер, был убит 15 марта 1957 года возле свого дома на бульваре Эммануэль в Тель-Авиве. Там его ждал убийца, выстреливший Кастнеру в спину. Десять дней спустя он скончался от ран. Вечером, в День памяти Катастрофы, возле этого дома собрались сотни людей, которых спас мой дед. Мужчины и женщины, которых спас «поезд Кастнера».
Они пришли туда с детьми и внуками. Пришли туда и просто разные люди, которые захотели выразить благодарность за великое спасение. Это была инициатива тех, кто пережил Холокост. Этот ритуал появился четыре года назад. Люди собираются, чтобы услышать рассказы тех, кому удалось остаться в живых. Чтобы почтить память доктора Исраэля Кастнера. Зажигают свечи, приносят цветы.
Одной из причин, по которой израильтянам в свое время было сложно принять историю Кастнера, заключалась в том, что в молодом государстве Израиль европейским евреям, переживщим Катастрофу, отводилась историческая роль пассивных жертв. Только эта роль и никакая иная. Стадо, идущее на заклание. А когда стало известно о венгерском еврее, который не был согласен на роль жертвы, который решил взять судьбу в свои руки и совершить поступок, тем более столь значительный поступок, израильское общества оказалось не в состоянии понять это.
Арье Барнеа, человек, который блестяще знает историю Катастрофы, сказал, вспоминая Кастнера, следующее: «Когда мы знакомились с кем-то, кто пережил Катастрофу и сумел спасти собственную жизнь, мы восхищаемся его способностью к выживанию. Если он при этом спас другого человека, он становится героем в наших глазах. Но Кастнера, который спас десятки тысяч человек, мы почему-то обвиняем в том, что он спас «только» этих, но не тех».
На самом деле и это не так. Мы до сих пор не считаем нужным искать, находить и воздавать должное тем евреям, которые спасли себя и других. И хотя сегодня подобного рода выражения не считаются политически корректными, если вы внимательно вслушаетесь в произносимые в последние годы официальные речи, посвященные данной теме, вы расслышите эти слова: «как стадо, идущее на заклание». Это просто поразительно, насколько это неверно. Подобное отношение абсолютно неоправданно.
Как я уже упоминала в своей речи в кнессете, самое важное, что я усвоила, общаясь с дедом, это принцип, гласящий, что никогда нельзя соглашаться быть жертвой. Даже там, где для него была написана роль абсолютной жертвы - еврей против главного убийцы евреев - Кастнер сумел не стать жертвой, а взять судьбу за горло и попытаться спасти жизни членов своей общины.
То, что израильское общество изменило свое отношение к личности Кастнера и признало его деятельность, означает, что израильское общество меняет свое отношение к Катастрофе в целом. Израильское общество хочет перестать быть жертвой. Мы можем взять свою жизнь и судьбу в собственные руки. Мы должны потребовать от нашего руководства прекратить изображать нас в виде жертвы и не относиться к нам подобным образом. Мы – не жертва.