Этот человек-фантом умеет жить красиво: на полуострове Гибралтар, в шикарном доме Portland House, неподалеку от порта и с бассейном на крыше. Рядом возвышается Обезьянья скала. По данным властей, здесь зарегистрирован человек с паспортом № 256200930, член известной немецкой семьи. Или, может быть, правильнее было бы назвать эту семью «печально известной»? Его отцом был генерал-полковник Маркус Вольф – многолетний начальник службы внешней разведки ГДР.
Маркус Вольф организовал «Операцию Ромео», в ходе которой агенты ГДР охмуряли одиноких западногерманских секретарш; его шпион Гюнтер Гийом был помощником федерального канцлера ФРГ Вилли Брандта, которому в итоге пришлось уйти в отставку; а сам он на протяжении многих лет оставался для западных спецслужб «Человеком без лица». Его сын, похоже, унаследовал склонность вести дела тихо, не привлекая к ним лишнего внимания.
Франц Томас Александер Вольф, рожденный в мае 1953 года в Берлине, не любит находиться в центре внимания и этим отличается от остальных членов клана Вольфов. Маркус Вольф после падения Берлинской стены участвовал в одном телевизионном шоу за другим, писал книги и раздавал интервью направо и налево. Его дочь стала активисткой Левой партии. Франц Вольф, наоборот, лишь единственный раз обратил на себя внимание, когда совместно с родственниками пытался сохранить в семейной собственности дом на побережье Балтийского моря, который правящая Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ) когда-то отобрала у исконного владельца.
Согласно данным, опубликованным после недавнего скандала Offshore Leaks, разразившегося после кипрского кризиса, Франц Вольф управляет из Гибралтара целой сетью предприятий, раскинувшейся от Карибского моря до России. Это группа компаний Альфа олигарха Михаила Фридмана, обладателя шестого по величине богатства в России. Вольф держит в своих руках рычаги управления этой империей.
48-летний Фридман был одним из тех, кто начал сколачивать свой капитал на обломках коммунизма. Его подъем начался в последние годы существования Советского Союза. Тогда Фридман основал кооператив по мытью окон. Потом он торговал на «черном рынке» театральными билетами. Когда государство ослабило хватку, и в стране зародились рыночные отношения, Фридман был тут как тут. Он ввозил в Россию сигареты, занялся рынком недвижимости и основал фирму по импорту и экспорту товаров. Поговаривают, что он пользовался протекцией тогдашнего министра экономики, который теперь заседает в совете директоров группы компаний Фридмана.
Сам Фридман возглавляет нынче миллиардную империю. Водка, мобильная связь, розничная торговля и добыча нефти – вот лишь некоторые ее сферы деятельности. Центральную роль в управлении концерном играет 59-летний Франц Вольф. Во времена ГДР он относился к социалистической элите. Он учился в Академии государства и права в Потсдаме. Позднее он перебрался в Москву, где его дальнейшие следы затерялись – до тех пор, пока вдруг не выяснилось, что он является директором фирмы CTF Holdings, штаб-квартира которой расположена в Гибралтаре, недалеко от места регистрации Вольфа. CTF находится на самой вершине организационной структуры империи Фридмана.
Вольф занимает в группе компаний еще несколько должностей. Так, он является уполномоченным фонда Crown Finance Foundation в Лихтенштейне – таинственной надстройки «Альфа-групп». «Альфа-групп» также принадлежит еще одна сеть оффшорных фирм. Три самые значительные из них – А1, Altimo и Ventrelt, участвуют в различных проектах по организации телекоммуникаций и водоснабжения. По документам, директором A1, Altimo и Ventrelt является Франц Вольф. Согласно письму из центрального офиса австрийского Райффайзенбанка, он «достоин уважения и доверия». Эта бумага, вполне возможно, пригодилась ему для регистрации фирмы на Британских Виргинских островах (BVI).
Вольф ведет свои дела, не привлекая лишнего внимания. Лишь однажды он публично попросил слова – осенью 2002 года, после аварии танкера „Prestige“ у побережья Испании, вызвавшей экологическую катастрофу. Нефть, от которой волонтеры на протяжении нескольких недель чистили пляжи, принадлежала группе Альфа Фридмана. Танкер был зафрахтован зарегистрированной в Швейцарии фирмой Crown Ressources. Через запутанную сеть фондов и холдингов фирма принадлежала… компании CTF Holdings с директором Францем Вольфом во главе.
Тогда Вольф в интервью швейцарской газете Neue Zürcher Zeitung подтвердил, что штаб-квартира предприятия находится в Гибралтаре. Больше он, однако, ничего не сказал. Вскоре после этого эта нефтяная фирма ушла с рынка. Человек-фантом Франц Вольф также пропал из поля зрения.
Газета Süddeutsche Zeitung и немецкий телеканал NDR попросили Вольфа и «Альфа-групп» ответить на несколько вопросов о нем, его работе и о Михаиле Фридмане. Ответ они получили от одного адвоката из Гамбурга, который сообщил им, что группа компаний Фридмана не хочет отвечать ни на какие вопросы. Кроме того, юрист предупредил, что в случае публикации какой-либо информации, наносящей вред интересам его клиентов, СМИ придется отвечать за это в суде.
Информация Offshore Leaks, распространенная среди масс-медиа из 46 стран, касается разного рода дел во многих странах мира. На основании этих данных пока невозможно сделать далеко идущие выводы. Но уже сейчас ясно, что в этих делах замешаны многие россияне, хотя невозможно точно сказать, кто за всем этим стоит. Это не вина российских журналистов, участвующих в Международном консорциуме журналистских расследований (ICIJ) – они-то являются настоящими профессионалами своего дела. Они занимаются самыми запутанными делами, причем им удается соблюдать при этом требования профессиональной этики. Однако их запросы и исследования натыкаются в России на яростное сопротивление властей, не стесняющихся утверждать, что та или иная «странная ситуация» на самом деле вполне нормальна.
Так, данные Offshore Leaks касаются, в частности, жены российского вице-премьера Игоря Шувалова. Она была совладелицей фирмы на Британских Виргинских островах, благодаря чему чета Шуваловых стала баснословно богатой. Это «нормально». В документах упоминается также один из менеджеров Газпрома, который тоже был совладельцем предприятия на BVI. Это тоже «нормально». Влиятельные бизнесмены, в том числе друзья Путина, также, похоже, нашли новую родину в «налоговом раю». И это тоже «нормально». В России эти данные, кстати, были известны и раньше. А те люди, кто не могут справиться с собственным любопытством, сначала не получают ответов на свои вопросы, а потом получают письма от юристов. Все это достойно сожаления.
С другой стороны, база данных, касающаяся двух с половиной миллионов дел, еще не исследована до конца. Так что нельзя исключать, что вскоре возникнет масса новых «интересных вопросов».