Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кипр — русская рулетка

В Лимассоле, который давно стал экономической столицей Кипра, принявшего европейский план спасения, опасаются ухода россиян, играющих активную роль в местных финансах

© flickr.com / lentina_xПорт в Лимассоле на Кипре
Порт в Лимассоле на Кипре
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Лимассоле можно спокойно выпить пива «Балтика» в одном из местных баров перед матчем московского «Спартака», а затем сходить на конкурс Miss Russia in Limassol. Но помимо этого фольклора, Россия в Лимассоле — это адвокатские и аудиторские бюро для российских клиентов, а также целое море риэлторов и застройщиков. Нечто большее, чем просто сообщество: целая экономика.

Андреас Христу терпеть не может, когда его город называют «Лимассолградом». Энергичному мэру второго по величине города Кипра надоело, что с ним говорят только о россиянах в Лимассоле. С тех пор, как в маленькой островной республике был введен европейский план спасения, киприоты опасаются, что уход россиян (а точнее, их денег) окончательно отправит их на дно.

Как отметил в 2012 году российский посол в Никосии, на Кипре с его населением в 840 000 человек проживают примерно 30 000 — 40 000 россиян. Однако по данным переписи 2011 года, официально сообщили об этом только 9 000 из них. То есть, на Кипре счастливый россиянин — это тот, кто не привлекает к себе внимания? Почти половина из них живут в прибрежном городе Лимассол, куда они хлынули еще в 1990-х годах. Хотя мэр прекрасно относится к россиянам и говорит по-русски (как и бывший президент Димитрис Христофиас, он учился в Москве), по его словам, выходцев из России здесь едва ли большинство: «У нас больше британцев и немцев, чем русских. Но они, наверное, сильнее бросаются в глаза, потому что у них часто есть большие дома и машины. В любом случае, не все иностранцы в Лимассоле — русские, и не все русские — богачи! Среди них много скромных офисных служащих».

Читайте также: «Богатые русские» - миф 21 века

«Балтика» перед матчем «Спартака»

В Лимассоле российский след виден повсюду. Вдоль прибрежной дороги, которая идет между старым и новым портами, на русский язык переведены все вывески, меню ресторанов, объявления и т.д. Разговоры на русском долетают с террас кафе, из офисов, остановившихся Porsche и сверкающих внедорожников. У моря среди пальм нам попадаются отправившиеся на пробежку под холодным весенним солнцем блондинки, длинноногие красотки в очках от Gucci, застывшие с мобильником у уха бизнесмены в деловых костюмах и даже женская сборная России по плаванию, которая отправляется на очередную тренировку. В городе есть русскоязычные магазины, газета, радиостанция и две начальных школы, а также высоко ценимые россиянами частные учебные заведения, где занятия ведут на английском языке. В гостиницы с частными пляжами каждый год приезжают отдохнуть десятки тысяч российских туристов. На окрестных холмах находятся закрытые для посторонних роскошные дома и виллы. Оттуда открывается прекрасный вид на прибрежный комплекс, где сейчас ведутся работы по расширению, чтобы вместить еще больше яхт (принадлежащих россиянам, ясное дело).

Русское радио на Кипре. город Лимассол


«Россияне — это основа нашей клиентуры, — говорит работающий в центре города агент по недвижимости. — Некоторые живут здесь всего несколько недель в году или же оставляют здесь семью, пока сами ведут дела в Москве. Тем не менее, не все из них баснословно богаты. Продаются как виллы по 3 миллиона евро, так и однокомнатные квартиры за 50 000». Напротив его офиса расположен магазин мехов. Продавец-киприот выучил русский и предлагает шубы по цене от 1000 до 3000 евро. Они совершенно бесполезны при теплом местном климате, но стоят «намного дешевле, чем в Москве». Бизнес идет полным ходом: в разгар сезона он продает по пять шуб в день. В Лимассоле можно спокойно выпить пива «Балтика» в одном из местных баров перед матчем московского «Спартака», а затем сходить на конкурс Miss Russia in Limassol. Или же залиться водкой в каком-нибудь местном клубе. Помимо этого фольклора, Россия в Лимассоле — это адвокатские и аудиторские бюро для российских клиентов, а также целое море риэлторов и застройщиков. Нечто большее, чем просто сообщество: целая экономика.

Также по теме: Спасти Кипристан


Почему именно Кипр? «Солнце», «качество жизни», «безопасность», отвечают россияне в Лимассоле, не желая вдаваться в подробности. Добавьте сюда простую выдачу виз, общую православную веру, Москву в четырех часах лета... и чрезвычайно привлекательный налоговый климат для бизнеса. До последнего времени налог для предприятий на Кипре составлял 10% (скоро он возрастет до 12,5%), что вполовину меньше, чем в России, и заметно ниже, чем в любой другой европейской стране. В силу соглашения об отмене двойного налогообложения дополнительную прибыль зарегистрированной на Кипре российской компании можно направить на инвестиции в Россию без новых налогов. Еще один немаловажный фактор — это терпимость к происхождению средств. После обвинений в отмывании грязных денег (прежде всего - через недвижимость) на Кипре заявили, что готовы к любым международным проверкам, и что нечистые на руку олигархи предпочитают Лондон, а не Никосию. Как бы то ни было, этот средиземноморский остров — главное направление утечки капиталов из России. 27 миллиардов евро, которые ушли сюда из Москвы, рассматриваются российским Центробанком как незаконные операции (уклонение от уплаты налогов и отмывание денег).

Транзитная платформа

Чистые или грязные, российские деньги уже давно стали основой островной экономики. Общая сумма российских вкладов оценивается примерно в 20 миллиардов евро (24 миллиарда, по данным Moody’s), что составляет почти треть от всех размещенных в местных банках средств. В 2011 году Москва, которую киприоты рассматривают как традиционного партнера, выделила Никосии кредит на 2,5 миллиарда долларов. Однако сейчас, когда доверие к кипрским банкам безнадежно подорвано, россияне все же уедут, осушив тем самым здешнюю экономику? «Многие россияне, которые вложили сюда свои средства, могут уехать. Весь сектор банковских услуг окажется под серьезным ударом», — опасается мэр Лимассола. Работающие в международных компаниях молодые аудиторы-киприоты полагают, что тоже могут оказаться в числе пострадавших. «Подавляющее большинство наших клиентов — россияне. Раньше здесь их в первую очередь интересовал низкий подоходный налог, но сейчас Кипр в их глазах больше не достоин доверия. Многие говорят нам, что собираются уехать. Не знаю, получится ли у меня сохранить работу», — говорит сотрудник британской фирмы Андреас Георгиу.

Читайте также: Андорра может заменить Кипр для российских капиталов

В рамках предложенного Европой плана спасения, крупнейшие клиенты двух главных банков страны (Bank of Cyprus и Laiki Bank) потеряют порядка 60% от их вкладов, если те превышают сумму в 100 000 евро. Первыми на очереди стоят россияне... если они, конечно, уже по-тихому не перевели эти средства в надежное место через оставшиеся открытыми филиалы банков в России и Великобритании.

Город Лимассол


Как считают российские аналитики, большая часть денег не хранилась на острове. «Российские банки и предприятия в первую очередь использовали Кипр как транзитную платформу, деньги проходили через банки, но не оставались там, — объясняет экономист Альфа-Банка Наталья Орлова. — Теперь потребуется искать новые механизмы для работы на международных финансовых рынках. Значит, неизбежны последствия для бизнеса, но они будут носить скорее структурный, нежели финансовый характер. В целом российским инвесторам нечего опасаться».

В Лимассоле Андрей наблюдает за всей этой шумихой без особого беспокойства. Этот тридцатилетний москвич с повадками плейбоя и стальным взглядом создал на острове свой хедж-фонд. «Здесь деньги по большей части только транзитом, — утверждает он. — Нужно было быть идиотом, чтобы оставить деньги в кипрских банках при том, что правительство еще несколько месяцев назад обратилось с призывом о помощи. Сомневаюсь, что крупные российские инвесторы дали так себя поиметь». По его словам, у него самого есть на Кипре счет в 50 000 евро на текущие расходы компании, а основная сумма находится «за границей». Андрей приехал на Кипр ради «благоприятной регламентационной системы: здесь, например, разрешена продажа без покрытия». Как бы то ни было, он все же подумывает о том, чтобы перебраться на Мальту или в Швейцарию: «В разговоре по телефону люди не испытывают особого доверия, когда я говорю им, что работаю отсюда». В конечном итоге больше всех могут потерять отнюдь не самые богатые люди.

Также по теме: Разошлись ли Кипр и Россия?

Призыв о помощи


Уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей Борис Титов считает, что «правительство не получило каких-то тревожных сигналов о том, что крупные предприятия окажутся в трудном положении из-за заморозки счетов. Больше всего пострадают представители среднего бизнеса, которые хранили в кипрских банках свои капиталы для текущих операций». Как бы то ни было, государственный Внешэкономбанк, к которому обратились с призывом о помощи, заявил, что готов разработать механизм спасения пострадавших предприятий. Это, кстати говоря, означает, что государственные компании тоже оказались под ударом, так как ВЭБ не занимается частным сектором.

«Большая часть операций с недвижимостью на территории России идет через кипрские компании, — напоминает Дмитрий Лабин, адвокат и председатель комиссии Московской Торгово-промышленной палаты по торгово-экономическому сотрудничеству с Кипром. — Если эти компании держали капиталы в резерве или ожидали переводов, то они, безусловно, пострадают». Тем не менее, он не верит в массовый уход россиян с Кипра: «Гибкость местной инфраструктуры создает хорошие условия для международного бизнеса, она устраивает всех. Хотя доверие к банкам подорвано, вполне возможно открыть счета где-то еще и продолжить работать на острове: предприятия зарегистрированы на Кипре, но их счета находятся под другой юрисдикцией. Такую схему можно будет использовать в дальнейшем».

В любом случае, обустроившиеся на Кипре россияне не слишком торопятся собирать чемоданы. «Еще две недели тому назад нам бы и в голову не пришла мысль об отъезде. Сейчас мы подумываем об этом, но ведь не так просто взять и оставить место, где вам так хорошо», — вздыхает предприниматель Максим Орлов, который создал ориентированный на россиян информационный сайт о Кипре. Три года назад он переехал сюда из Москвы с женой и детьми. «Как и большинство наших друзей, мы ждем, что будет дальше».