Новое правительство Грузии заявляет о необходимости вновь расследовать события августа 2008 года, объясняя это как международными обязательствами Грузии, так и необходимостью ответить на вопросы, которые, по его словам, остаются у общественности к прежнему грузинскому руководству.
«Я не думаю, что это повредит имиджу Грузии, не повредит это и имиджу прежней власти и президента. Мы должны жить правдой и не должны бояться того, что общество знает правду», - сказал премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили, комментируя заявления министра юстиции о расследовании августовской войны и возможном допросе Саакашвили.
Расследование российско-грузинского военного конфликта было начато при прежнем руководстве, однако, по словам новых властей, возникают вопросы относительно полноценности этого расследования.
«На данный момент у нас на лицо много десятков томов, созданных при прежнем правительстве, но есть определенные вопросы относительно того, почему это расследование было проведено по нескольким, а не по всем направлениям», - заявила министр юстиции Тея Цулукиани.
Многие уже ставят под сомнение непредвзятость новых властей в расследовании августовских событий на фоне напряженной внутриполитической ситуации в Грузии.
Оказавшееся в оппозиции после парламентских выборов в Грузии Единое национальное движение считает, что анонсированное расследование нынешних властей ставит своей целью дискредитировать первое лицо государства и фактически играет на руку Москве.
«Нет повода для ажиотажа»
По словам заместителя министра юстиции Гочи Лордкипанидзе, проведение полноценного расследования – это не только вопрос международных обязательств Грузии как страны, подписавшей Римский статут, но и вопрос престижа.
«В офис главного прокурора Международного уголовного суда поступило около 4 тысяч сообщений. В них речь идет о возможных преступлениях, которые ассоциированы со всеми сторонами конфликта. Я смотрю на это в первую очередь с точки зрения международно-правового обязательства Грузии. Здесь нет повода для особого политического ажиотажа. Это наше обязательство и мы его должны выполнить», - заявил Лордкипанидзе в интервью Би-би-си.
О предварительном рассмотрении ситуации в Грузии офис прокурора Международного уголовного суда (МУС) объявил еще в августе 2008 года.
В докладе, опубликованном в ноябре прошлого года представители МУС заявили, что есть разумные основания полагать, что в ходе военных действий имели место пытки, уничтожение имущества, мародерство и принудительное перемещение населения.
Дальнейшая оценка действий сторон конфликта, в том числе и по обвинениям в умышленном нападении на российских миротворцев, пока не позволяет сделать окончательных выводов, но может быть пересмотрена в том случае, если будут выявлены новые факты и доказательства.
Саакашвили на допрос
В главной прокуратуре Грузии говорят, что расследование будет касаться чисто правовой оценки происходящего во время августовской войны.
«Речь идет о том, чтобы установить, имели ли место военные преступления. Это функция правоохранительных органов, мы не осуществляем общественно–политическую оценку произошедшего, не будем касаться целесообразности той или иной военной операции», - говорит главный прокурор Арчил Кбилашвили.
Кбилашвили не исключил, что в списке лиц, которые могут быть вызваны на допрос, окажется грузинский президент.
По его словам, в случае, если Саакашвили откажется от допроса, все соответствующие процедуры будут приостановлены до истечения его президентских полномочий, так как по конституции он как Президент обладает неприкосновенностью и его нельзя привести на допрос силой.
Арчил Кбилашвили надеется, что в допросе свидетелей, находящихся за границей, в том числе в России, может помочь российская сторона.
Сам грузинский президент уже заявил, что не будет сотрудничать со следствием. По его словам, это расследование является «антигосударственным» и направлено против территориальной целостности Грузии.
«Это от начала до конца российская игра. Я, естественно, не приму участия в таком расследовании. Я заявляю об этом с полной ответственностью перед грузинским народом, историей и международным сообществом - ни один грузинский патриот не сможет принять участия в таком расследовании», - сказал по этому поводу Михаил Саакашвили.
На руку Москве?
Бывший заместитель министра юстиции Грузии Отар Кахидзе отмечает, что в заявлениях нового правительства президент страны и его окружение уже до начала расследования фактически объявляются возможными подозреваемыми.
«Когда ты до расследования уже говоришь, кто твоя цель, то расследование однозначно приобретает однозначно политическую окраску, у него нет уже правовой стороны», - считает Кахидзе.
«Сегодня у Грузии сильные позиции на международной арене, и доказательства на нашей стороне, и если мы внутри страны даже на уровне политических заявлений обвиним прежние власти, то этим мы очень навредим интересам Грузии», - полагает эксперт.
Как говорит Кахидзе, обвинения о возможных военных преступлениях со стороны Грузии не нашли подтверждения, и «все это сегодня это на руку лишь Москве».
«Хочется надеяться, что это – не открытая российская игра, и они [новое правительство] не действуют по заданию Москвы, что это больше из-за их неопытности, излишней поляризации и политической и личной ненависти», - говорит он.
К мнению Отара Кахидзе присоединяется и директор Центра европейских исследований Каха Гоголашвили.
По его словам, нынешние власти должны начать с детального изучения материалов, которые уже созданы по августовской войне как на национальном, так и на международном уровне.
Гоголашвили отмечает, что заявления, которые делаются еще до начала расследования со стороны властей, зачастую больше похожи на попытку дискредитировать прежнее руководство, и могут в конечном итоге нанести вред государственным интересам Грузии.