Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сдвинутся ли с мертвой точки переговоры по Северным территориям? Япония обсуждает вариант равного раздела

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После десятилетнего перерыва снова набирают ход переговоры по Северным территориям. Однако рано говорить о том, что Россия изменила свою жесткую позицию по этому вопросу. Преобладает точка зрения о том, что Россия прежде всего хочет привлечь Японию к экономическому сотрудничеству за счет создания видимости ускорения переговоров.

После десятилетнего перерыва снова набирают ход переговоры по Северным территориям. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ и президент России Владимир Путин в ходе встречи глав государств 29 апреля сошлись во мнении о необходимости ускорить переговоры и работать в направлении окончательного решения вопроса. Президент упомянул и о территориальных и пограничных проблемах с Китаем и Норвегией, которые были решены путем равного раздела территорий. Однако рано говорить о том, что Россия изменила свою жесткую позицию по вопросу Северных территорий. Превалирует точка зрения, что Россия прежде всего хочет привлечь Японию к экономическому сотрудничеству за счет создания видимости ускорения переговоров.

На встрече в московском Кремле президент Путин, когда речь зашла о проблеме Северных территорий, начал рассказывать премьеру Абэ о территориальных переговорах с Китаем и переговорах по определению границ шельфовых территорий с Норвегией. Президент сначала объяснил, что решение было достигнуто путем равного раздела площадей, а затем заключил  следующей фразой: «Это были сложные переговоры, но в данном случае речь не шла об итогах Второй мировой войны».

Владимир Путин (справа) и премьер-министр Японии Синдзо Абэ


Читайте также: Северные территории - должен ли журналист понимать ситуацию?

Две точки соприкосновения

Президент упомянул о российско-китайских территориальных переговорах, которые имели место в 2008 году, когда страны договорились о демаркации российско-китайской границы на острове Большой Уссурийский в месте слияния рек Амур и Уссури.

Причина спора заключалась в том, что после Опиумной войны Цинская империя уступала Российской империи эти территории согласно Пекинскому и другим договорам, но границы рек не были четко определены. Со второй половины 1950-х годов напряжение в противостоянии между Советским Союзом и Китаем росло, на нескольких наносных островах, таких, как Даманский, произошли военные столкновения. Однако с улучшением отношений между Китаем и Россией переговоры продвигались, и в 2004 году были определены практически все государственные границы. Конец спорам был окончательно положен в 2008 году делением на равные части остававшегося Большого Уссурийского острова.

Что касается Норвегии, то в апреле 2010 года шельфовая зона в 170 тысяч квадратных километров в Баренцевом море, являвшаяся предметом спора на протяжении практически сорока лет, была поделена на две почти равные части. Норвегия настаивала на проведении срединной разделительной линии, Россия вела переговоры о разграничении, отталкиваясь от наземных границ, после чего пошла на уступки.

Также по теме: Создана база для возобновления перегеворов между Россией и Японией

Общим в этих двух примерах является то, что эти границы не имели четкого исторического определения - с точки зрения российской стороны эти территории не были получены на правах страны-победителя - и то, что Россия хотела урегулировать спор на ранней стадии.

Различие в ситуациях

В дальневосточном регионе России происходит постоянное сокращение населения, а множество китайцев занимается активной экономической деятельностью, которая не зависит от границ. Кроме этого, со времен секретаря Цзян Цзэминя, который начал продвигать патриотическое образование, на свет появилась теория о том, что все территории к северу от реки Амур «были захвачены Российской империей». Эта спекуляция была направлена на устранение самого ядра спора еще до того, как баланс сил в отношениях между Россией и Китаем перешел на сторону Китая.

В Баренцевом море и части Северного Ледовитого океана находятся запасы нефти и природного газа. Россия ведет политику разработки Северного Ледовитого океана. Она договорилась с Норвегией об установлении границ и параллельно о совместной разработке ресурсов Баренцевого моря. В 2012 году в результате взаимных уступок в переговорах с Украиной были установлены морские границы в районе Черного моря, в результате чего перешли к совместной разработке залежей природного газа.

Острова Сенкаку


Ситуация с четырьмя северными островами отличается от примеров Китая и Норвегии.

Читайте также: Российское предложение 1992 года о возврате островов было решительно отвергнуто

8 августа 1945 года Советский Союз нарушил советско-японский пакт о нейтралитете и вступил в войну. Затем после принятия Японией Потсдамской декларации Советский Союз вторгся и захватил четыре южных острова, которые не включаются в состав Курильской гряды. До сих пор Россия настаивает на том, что территории четырех островов отошли к ней по результатам Второй мировой войны.

С какой целью президент привел примеры Китая и Норвегии? Одно из возможных объяснений заключается в том, что он хотел выставить это напоказ, чтобы дать надежду японской стороне. Японские специалисты по России отмечают, что это было сделано, чтобы дать представление о существовании варианта равного раздела Северных территорий перед началом переговоров, чтобы привлечь Японию к разностороннему экономическому сотрудничеству.

Другое возможное объяснение состоит в том, что это было сделано, чтобы отвлечь Японию, которая стремится к возвращению четырех - или не менее двух - островов. Маневр заключается в том, чтобы дать понять, что российская сторона готова пойти на максимальные уступки, разделив площади поровну, как это было на примерах с Китаем и Норвегией, которые в свою очередь предлагали выгодные условия.

Президент уже приводил примеры Китая и Норвегии в качестве способа выхода из территориального спора. Эта точка зрения предполагает, что, с укреплением отношений между странами территориальный спор разрешится сам собой, в то время как Япония рассматривает развитие отношений между двумя странами уже после урегулирования вопроса Северных территорий. В прошлом году также упоминалось о том, что «если активизировать взаимодействие между странами, то важность территориальной проблемы ослабится, и она отойдет на второй план». Здесь прослеживается намерение отложить проблему в долгий ящик.