Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Время ожидания по вопросу членства в ЕС для Кэмерона закончилось

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкПремьер-министр Великобритании Д.Кэмерон выступил перед журналистами в Кремле
Премьер-министр Великобритании Д.Кэмерон выступил перед журналистами в Кремле
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Насколько велика опасность выхода Великобритании из ЕС – это зависит главным образом от премьер-министра Дэвида Кэмерона. Значительная часть Консервативной партии Кэмерона не поддается на уговоры. Для них дебаты о членстве в ЕС не имеют никакого отношения к экономике и анализу издержек и выгод. Для них это вопрос суверенитета. Для этой группы обещаний Кэмерона о проведении референдума было недостаточно.

Вы - крупный производитель, решающий, где лучше построить новый завод, обслуживающий европейский рынок? А может, вы - автомобилестроитель, уже давно и активно работающий в Британии? Или у вас крупный американский либо азиатский банк, открывший свою европейскую штаб-квартиру в лондонском Сити? Либо вы - инвестиционный менеджер, надеющийся воспользоваться преимуществами новых правил Евросоюза, которые позволяют вам предлагать свои денежные средства по всему континенту, и при этом у вас нет необходимости в отдельных разрешениях каждой из 27 стран-членов ЕС? А может, вы - просто британский бизнесмен, желающий узнать, будет ли на ваш экспортный товар распространяться режим наибольшего благоприятствования, который существует в рамках соглашений о свободной торговле между ЕС и такими странами, как Южная Корея, а вскоре, возможно, и США?

У самых разных компаний мира есть множество основательных причин для тревоги по поводу последних поворотов в британских дебатах относительно членства в ЕС. У многих уже имеются сомнения относительно целесообразности вложения средств в Британии, поскольку ее новые драконовские законы об иммиграции создают препятствия на пути привлечения в страну высококвалифицированного персонала, способного восполнить хронический дефицит профессиональных знаний и навыков в этой стране. Сейчас им придется столкнуться с новой реальностью: референдум о членстве Британии в Евросоюзе из потенциальной возможности превращается в несомненный факт.

Читайте также: Что ждет Брюсель и Лондон в случае выхода Великобритании из ЕС?

Даже заместитель премьер-министра Ник Клегг (Nick Clegg), активнее всех среди британских партийных лидеров ратующий за членство в ЕС, признает сегодня, что это лишь вопрос времени, и референдум о членстве/выходе из Евросоюза обязательно состоится. А это, в свою очередь, означает вполне реальную опасность британского ухода из ЕС.

Вестминстерский дворец - здание на берегу Темзы в лондонском районе Вестминстер, где проходят заседания Британского парламента


Насколько велика такая опасность – это зависит главным образом от премьер-министра Дэвида Кэмерона. Референдумы - это всегда рискованная вещь, так как их исход зачастую определяется такими внешними факторами, как популярность правительства, а не ценностью выносимого на референдум вопроса. По состоянию на сегодняшний день 46% голосующих говорят, что они за выход, и лишь 36% выступают за членство, о чем свидетельствуют данные последнего опроса MORI. Если у Кэмерона и есть какая-то стратегия, то она состоит в том, чтобы отложить референдум до 2017 года, поскольку  это даст ему запас времени, дабы договориться об изменениях в условиях британского членства в ЕС, достаточных для того, чтобы его партия и страна в целом смирились и согласились остаться в Евросоюзе.

Первый этап такой стратегии убеждения - это правительственный анализ функционирования ЕС, который должен начаться осенью. Предполагается, что этот анализ даст авторитетные и убедительные доказательства преимуществ членства в Евросоюзе, а также выведет на первый план возможные реформы, что поможет Кэмерону выторговать обещанные изменения в условиях британского членства.

Также по теме: Новый больной Европы - Евросоюз

Но такую пошаговую стратегию в клочья разрывает ход текущих событий. Значительная часть Консервативной партии Кэмерона не поддается на уговоры. Для них дебаты о членстве в ЕС не имеют никакого отношения к экономике и анализу издержек и выгод. Для них это вопрос суверенитета, завернутый в фантик британской исключительности. Их антипатия к ЕС в равной степени носит рациональный и эмоциональный характер.

Для этой группы обещаний Кэмерона о проведении референдума было недостаточно. Они не хотели, чтобы он реформировал ЕС, делая его более удобоваримым; они хотели, чтобы он возглавил британскую кампанию по выходу из Евросоюза. Их стратегия состоит из двух частей. Для начала они хотят запугать Кэмерона, чтобы он публично заявил о поддержке решения выйти из Евросоюза, не претерпевшего никаких изменений. Два амбициозных высокопоставленных министра на прошлой неделе именно так и поступили. Затем они хотят установить планку переговоров об изменении условий членства на такую большую высоту, что Кэмерон будет обречен на поражение.

Сейчас центральный вопрос британской политики заключается в том, попадет Кэмерон в этот капкан или нет. У сторонников членства, среди которых подавляющее большинство представленных Конфедерацией британской промышленности компаний, Институт директоров и организация TheCityUK, не очень хорошие предчувствия. Ведь Кэмерон постоянно поддается нажиму и требованиям того крыла из состава своей партии, которое выступает против членства в ЕС. На прошлой неделе один из его коллег назвал это крыло «ошалелыми психами с бегающими глазками». Чтобы стать партийным лидером, Кэмерон добивался поддержки этого крыла, выступая с непродуманными обещаниями выйти из группы Европейской народной партии в Европарламенте. Его соперник сделать это отказался.

Читайте также: Великобритания и Европа

В декабре 2011 года он сделал выбор в пользу дипломатической изоляции, дабы не идти на конфронтацию с еврофобами своей партии в парламенте, наложив вето на план еврозоны закрепить свой налогово-бюджетный пакт в договорах ЕС. Обещание о проведении референдума, которое он дал в январе, было очередной уступкой, которая была выбита из него под мощным давлением.

Евросоюз


Однако управлять - значит выбирать, и Кэмерон не сможет длительное время удерживать те позиции, с которых он собирается обороняться от проведения референдума. Сейчас политика намного опережает его действия. Успех на выборах Партии независимости Соединенного Королевства, которая выступает против ЕС, произвел стимулирующее воздействие на все партии, но прежде всего, на партию Кэмерона. Позиции сторон ужесточаются, пространство для достижения компромисса сужается, и происходит это еще до начала дебатов, которые, по словам Кэмерона, он хочет провести и возглавить.

Между тем, неопределенность в вопросе британского членства имеет вполне реальные международные последствия, ослабляющие его попытки выиграть сражение в Брюсселе. Британия уже поплатилась за изоляцию Кэмерона в Европе. Недавнее поражение в вопросе новых ограничений на банковские бонусы в ЕС стало первым случаем проигрыша Британии в важном вопросе из сферы финансовых услуг.

Также по теме: Спасите Европу, распустите зону евро

Союзники Соединенного Королевства, такие как Польша, Швеция и Нидерланды, не желают, чтобы их отождествляли с британским обструкционизмом. Пусть слишком поздно, но Кэмерон понял необходимость укрепления отношений своего правительства с Германией (количество двусторонних встреч на всех уровнях с 2010 года увеличилось в четыре раза). Но сделать предстоит еще очень многое, что признают высокопоставленные члены правительства.

Ставки сегодня высоки, как никогда. Кэмерон любит говорить, что Британия участвует в глобальной гонке. Пока он занимает выжидательную позицию, прячась за обещаниями пересмотреть условия британского членства в ЕС, другие члены Евросоюза, такие как Ирландия, в полной мере пользуются выгодами такой неопределенности, стараясь завлечь к себе ценные иностранные инвестиций. Кэмерон очень скоро встанет перед простым выбором: либо он позволит заманить себя дальше на тропу выхода из ЕС в попытке укрепить свои нынешние политические позиции, и рискуя нанести большой урон британским национальным интересам, либо он решительно выступит в защиту британского членства в ЕС, категорически исключив возможность  ухода.

Конечно, второй выбор чреват значительными опасностями. Главная опасность заключается в том, что он внесет раскол в свою партию и быстро окажется без работы. Но такова судьба лидеров: иногда у тебя нет иного выбора, и ты должен идти во главе.