Первые ноты «Ромео и Джульетты» Сергея Прокофьева приводят в небывалое возбуждение 1750 зрителей в московском Большом театре. 12 мая, 19 часов. Представление начинается. Шекспировскую драму, которую поставил в 1978 году для танцоров Большого театра Юрий Григорович, снимают десять камер под руководством французского режиссера Венсана Батайона (Vincent Bataillon).
Во Франции сейчас 17 часов. Трансляция балета начинается в 110 кинотеатрах. В Канаде 11 утра. Красно-черные декорации воображаемой Вероны можно увидеть в 85 кинозалах. В общей сложности прямая трансляция этой постановки шекспировской пьесы ведется в 550 кинотеатрах в 25 странах.
Уже третий год подряд труппа Большого театра производит фурор на большом экране. Это великолепное представление транслировалось по спутнику компанией Pathé Live. До конца июня эту постановку «Ромео и Джульетты» покажут еще в 470 кинотеатрах.
10 000 предзаказов
Все это заставляет забыть об отмене «Весны священной» британского хореографа Уэйна Макгрегора (Wayne McGregor): после нападения на художественного директора труппы Сергея Филина англичанин решил отказаться от работы в Большом театре.
По предзаказам было продано 10 000 билетов. «Но зрители поддержали нас и в социальных сетях, — подчеркивает генеральный директор Pathé Live Тьерри Фонтен (Thierry Fontaine). — В этом году мы побили наши рекорды. Во Франции каждый балет посещают в среднем 12 500 зрителей за сеанс. В новом сезоне я надеюсь выйти на уровень 80 000 — 100 000 зрителей за показ во всем мире».
Показ представлений Большого театра начался в 2009 году. После огромного успеха стартовавших в 2006 году прямых трансляций из нью-йоркской Метрополитен-опера в Pathé Live решили попытать счастья с балетами.
Московский Большой театр был готов помочь. Съемка одного представления обходится в 400 000 евро (работа двух десятков технических специалистов, спутниковая трансляция, выплаты театру...). «Большинству людей не попасть в Большой театр, — говорит Тьерри Фонтен. — Трансляция ведется по привлекательным ценам (мы рекомендуем кинотеатрам выставить ценник в 19-20 евро), что делает ее доступной для широкого круга зрителей и подчеркивает открытость компании».
Pathé Live представляет свои трансляции в кинозалах Gaumont-Pathé, MK2, Kinépolis и независимых компаний. Для показа требуется спутниковая антенна и декодер, которые в общей сложности стоят порядка 10 000 евро. «Что касается кинотеатров, билет на трансляцию из Большого театра стоит примерно в 2-2,5 раза больше обычного, — рассказывает Тьерри Фонтен. — Речь идет о дополнительном предложении. Сборы также облагаются налогом, который служит для финансовой поддержки французского кинематографа».
«Ромео и Джульетта» в прямом эфире
Как ни удивительно, несмотря на огромный успех трансляций из Большого театра, в России этому примеру решили последовать только три года спустя. Первый показ состоялся 12 мая: десять кинотеатров (из них четыре в Москве и один в Санкт-Петербурге) представили зрителям «Ромео и Джульетту» в прямом эфире. Еще десять покажут запись чуть позже. «Прямая трансляция до сих пор немного пугает директоров кинотеатров, которые опасаются технических накладок и черного экрана», — говорит заместитель директора Большого театра Антон Гетман.
Чтобы привлечь кинотеатры, в 2011 году руководство Большого театра бесплатно выложило на двое суток в своем канале на YouTube представление по случаю открытия, а затем и отснятые Pathé Live балеты. Успех показа в интернете смог убедить некоторых директоров кинозалов.
В то же время спутниковая трансляция представления (сигнал сначала идет в Лондон, а затем передается по всему миру) до сих пор вызывает тревогу. В октябре 2011 года из-за новости о возможной солнечной буре, организаторам пришлось сократить антракт в балете «Эсмеральда», чтобы закончить за пять минут до всплеска солнечной активности, который мог привести к перебоям со связью.
На Чемпионате мира по футболу 2012 года тоже не обошлось без технических накладок. Танцоры против футболистов? Балет «Раймонда» не досчитался в общей сложности восьми минут. С тех пор в Лондоне удвоили внимание, и проблем больше не возникало.