Наступил сезон извинений, а если конкретно - унизительных извинений некоторых наших величайших научных умов за те гомофобные замечания, с которыми они когда-то выступали публично. Богослов Кембриджского университета доктор Тим Уинтер (Tim Winter), являющийся одним из ведущих в Британии специалистов по исламу, принес свои извинения 2 мая, когда появилась видеозапись, на которой он называет гомосексуализм «крайним извращением» и «необъяснимым отклонением». «Этим кадрам на YouTube - как минимум 15 лет, и они ни в коей мере не отражают мои нынешние взгляды … у каждого из нас в молодости были свои увлечения и заблуждения, но все мы взрослеем и двигаемся вперед», - сказал он.
4 мая «безоговорочно» извинился историк из Гарварда профессор Найалл Фергюсон (Niall Ferguson) за «глупые» и «бесчувственные» высказывания о том, что экономисту Джону Мейнарду Кейнсу (John Maynard Keynes) было наплевать на «долгосрочную перспективу», так как он был геем и не собирался заводить детей.
Могу ли я добавить к этому хору свой ненаучный и неинтеллектуальный голос? Я хочу принести свои собственные извинения. Дело в том, что я в прошлом тоже выступал с весьма неподобающими комментариями.
Вас это может удивить, а может и нет, но в юношеском возрасте я был одним из тех стремящихся к мужественности мальчишек, для которых слово «гей» было ругательством, и которые использовали его постоянно в качестве оскорбления. Вы будете, наверное, шокированы, но к своему стыду, я даже после двадцати лет продолжал делать уничижительные замечания насчет гомосексуализма.
Сейчас на дворе 2013 год, а мне 33 года. Славу Богу, мой «юношеский энтузиазм» пусть запоздало, но угас.
Что же случилось? Начнем с того, что я повзрослел. Ханжество и демонизация непохожих не тебя - это обычная характерная черта незрелого и детского ума. Но если говорить честно, произошло и кое-что другое. Я стал больше разбираться в своей мусульманской вере, понимать ее нюансы, ценить ее нормы нравственного поведения, ценности и потенциал терпимости.
Прежде чем идти дальше, немного предыстории. Несколько недель тому назад ряд моих собратьев по вере выступили с нападками в мой адрес, так как я на страницах этого издания высказал предположение, что у очень многих мусульман в нашей стране есть «еврейская проблема», и что мы блаженно и беспечно «игнорируем антисемитизм у себя дома».
Надеюсь, я не вызову вопли возмущения и несогласия, если скажу, что у многих мусульман есть и другая проблема, связанная если не с гомосексуалистами, то с гомосексуализмом. Проведенный в 2009 году Институтом Gallup опрос показал, что у британских мусульман нулевая степень толерантности к гомосексуализму. «Ни один из 500 опрошенных британских мусульман не считает, что гомосексуальные действия и поступки являются допустимыми и приемлемыми», - сообщила в мае этого года газета Guardian.
И еще немного предыстории. Ортодоксальный ислам, как и другие ортодоксальные толкования авраамических верований, считает гомосексуализм грехом, а брак обычно определяет как исключительно разнополый союз.
Нельзя сказать, что никаких дебатов на эту тему не ведется. В апреле Washington Post рассказала о Даайие Абдулле (Daayiee Abdullah), который считается единственным не скрывающим своей ориентации имамом-геем на Западе. «Если у вас есть какие-то однополые браки, - процитировала газета его слова, - то я к вашим услугам». Между тем, мусульманский ученый-гомосексуалист Скотт Сирадж аль-Хакк Кугле (Scott Siraj al-Haqq Kugle), преподающий исламские исследования в американском университете Эмори, говорит, что в Коране нет таких понятий, как «гей» и «лесбиянка». Он заявляет, что во враждебном отношении ислама к гомосексуализму виноваты ультраконсервативные муллы, которые неправильно толкуют его тексты.
А британский мусульманский интеллектуал и писатель Зияуддин Сардар (Ziauddin Sardar) в своей опубликованной в 2011 году книге «Читая Коран» (Reading the Quran) утверждает: «Нет абсолютно никаких доказательств того, что пророк Мухаммед карал кого-то за гомосексуализм». Сардар говорит: «Демонизация гомосексуализма в мусульманской истории основана главным образом на выдуманных традициях и на неисправимых предрассудках, бытующих в большинстве мусульманских обществ». Он приводит в качестве примера 31-й аят из 24-й суры Корана, в котором мы «встречаем» мужчин, «не имеющих сексуальных желаний» и могущих проявлять «чары» женщин. Здесь я должен добавить, что Абдулла, Кугле и Сардар находятся в ничтожном меньшинстве, как и члены таких гомосексуальных мусульманских организаций, как «Имаан». Большинство мусульманских ученых основного направления, даже называющие себя прогрессивистами и умеренными, например, имам Хамза Юсуф (Hamza Yusuf) в США и профессор Тарик Рамадан (Tariq Ramadan) в Британии, считают гомосексуализм смертным грехом. В конце концов, Коран однозначно осуждает людей Лота за «попытки сближения с мужчинами» (26:165) и за «вожделение мужчин в предпочтении к женщинам» (7:81), а также называет брак институтом, основанным на половых различиях и на воспроизведении потомства.
А что же я? Каково мое мнение об этом? Долгие годы я с большой неохотой отвечал на вопросы по этой теме. Я боялся получить ярлык «гомофоба». Я не хотел, чтобы мои друзья и коллеги из числа геев смотрели на меня с ужасом, подозрением и отвращением.
Так что позвольте мне сказать предельно ясно: я человек прогрессивный, я поддерживаю светское общество, в котором один человек не может навязывать свою веру другому, и в котором государство, независимо от его размеров, никогда не должно проникать в чужие спальни. Но я также (к непреходящему разочарованию Ричарда Докинса (Richard Dawkins)) верующий мусульманин. В результате вопрос гомосексуализма для меня крайне сложен. Будучи сторонником светского государства и образа жизни, я готов согласиться с однополыми браками, заключаемыми в государственных органах регистрации актов гражданского состояния на основе равенства. Но как человек верующий и мусульманин я настаиваю на том, что ни одну мечеть нельзя заставлять заключать такие браки против ее желания.
Если вы гей, это не значит, что я хочу подвергнуть вас дискриминации, унизить вас, запугать, оскорбить или выругать. Ни в коей мере. Я не хочу возвращаться в мрачные времена, когда геев и лесбиянок считали преступниками и сажали в тюрьму, когда дискриминация против них была узаконена. У меня вызывают отвращение жестокие репрессии и преследования гомосексуалистов в тех многочисленных странах, где мусульмане составляют большинство.
Меня тошнит, когда я смотрю кадры с фиглярствующим Махмудом Ахмадинежадом, который заявляет: «У нас в Иране нет гомосексуалистов … у нас такое явление отсутствует». У меня сжимается сердце, когда я читаю о том, как в конце 1990-х годов талибы в Афганистане закапывали геев живьем, а потом обрушивали на них кирпичные стены.
Такая проблема существует не только на Ближнем Востоке и на юге Азии. В марте на нью-йоркскую радиостанцию позвонил слушатель-мусульманин и ошеломил ведущего заявлением в прямом эфире о том, что американцам-геям надо отрубать головы в соответствии с «законом шариата». В феврале в Британии кучка исламских экстремистов пригрозила убийством и обвинила в вероотступничестве мусульманских депутатов парламента, которые проголосовали за закон об однополых браках, таких как министра юстиции из теневого кабинета Садыка Хана (Sadiq Khan). А в прошлом году надменные банды исламистов из восточной части Лондона провели кампанию гомофобии, расклеив повсюду нелепые и оскорбительные плакаты, объявляющие этот район «зоной, свободной от геев».
Знаю, в это трудно поверить, но ислам не является религией насилия, жестокости, ненависти и нетерпимости, хотя находящиеся в меньшинстве реакционеры и радикалы изо всех сил (в том числе, своим поведением) пытаются убедить нас в обратном. Из 114 сур Корана 113 начинаются словами «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». А самого пророка Мухаммеда называют милостивым ко всем созданиям. Это милосердие распространяется на всех, как на гетеросексуалов, так и на гомосексуалистов. Тарик Рамадан говорит об этом так: «Я могу не соглашаться с тем, что вы делаете, потому что это не соответствует моим убеждениям и вере, но я с уважением отношусь к тому, кем вы являетесь». Он совершенно правильно замечает, что это «вопрос уважения и взаимопонимания».
Я должен также отметить, что большинство британских мусульман против преследования гомосексуалистов. В 2011 году аналитический центр Demos провел опрос общественного мнения, в результате которого выяснилось, что каждый четвертый британский мусульманин не согласен с заявлением «Я горжусь тем, как Британия обращается с гомосексуалистами».
Нам есть чем гордиться, но сделать предстоит еще много. В наших школах процветают гомофобские запугивания и издевательства. Девять из десяти подростков-гомосексуалистов и лесбиянок сообщают, что в школе их преследуют из-за сексуальной ориентации. Подростки из числа геев, лесбиянок и трансгендеров в два-три раза чаще совершают самоубийства по сравнению со своими сверстниками-гетеросексуалами.
Хотя в последнее время наблюдается спад преступлений на почве ненависти к сексуальной ориентации, в 2012 году в Англии и Уэльсе было совершено 4252 таких преступления. И в 80% случаев применялось физическое насилие. Так, в марте в тюрьму был заключен мужчина, убивший юношу-гомосексуалиста самым жестоким образом – он его поджег. На лице, руках и животе 18-летнего Стивена Симпсона убийца нацарапал гомофобские оскорбления.
Постоянный читатель знает, что я регулярно выступаю против исламофобского ханжества: от грубого и шаблонного изображения мусульман в средствах массовой информации и дискриминации мусульман на рабочих местах до нападений на мусульманские дома, компании и мечети.
Истина заключается в том, что между исламофобией и гомофобией есть много общего. Говоря словам журналиста (и гея) Патрика Струдвика (Patrick Strudwick), «они по меньшей мере частично подпитываются страхом. Страхом перед неизвестным … Как мусульмане, так и геи являются жертвами такого страха – особенно когда он переходит в ненавистнические выступления и физические нападения. Нам надо встать плечом к плечу и выступить против ханжества и раздувания ненависти, как исламистского, так и крайне правого толка, а не настраиваться друг против друга, и не позволять другим настраивать нас друг против друга, мусульман против геев».
Нам надо всеми силами избегать стереотипов и демонизации друг друга. «Самый важный вопрос для нас как для общества, - говорит мусульманский депутат парламента, пожелавший остаться неизвестным, - состоит в том, как мы примиримся с нашими различиями».
Помните также, что негативное отношение к гомосексуализму не является исключительной прерогативой мусульман. В 2010 году опрос о социальных позициях британцев показал, что 36% наших сограждан считаетют однополые сексуальные отношения «всегда» или «в большинстве случаев» неправильными.
Мусульманский депутат, проголосовавший за закон об однополых браках, рассказал мне, что большинство писем протеста, которые они получили, пришли не от мусульман, а от христиан-протестантов. И конечно же, бедного Стивена Симпсона убил не мусульманин.
Но я пишу эту статью вовсе не для того, чтобы попытаться навести мосты между исламом и гомосексуализмом. Я не богослов. И я пишу это не в ответ на продолжающиеся парламентские дебаты за и против однополых браков. Я не политик.
Я пишу это, потому что живу в обществе, где от насилия и дурного обращения, от демонизации и дискриминации защищены все меньшинства – евреи, мусульмане, геи и прочие. И потому что я хочу извиниться за те обиды и боль, которую мог причинить своим братьям геям и сестрам лесбиянкам.
Да, какими бы ни были существующие между нами различия – натуралы, гомосексуалисты, люди верующие, атеисты, мужчины, женщины – все мы братья и сестры. Великий мусульманский лидер из седьмого века и зять пророка Мухаммеда Али ибн Абу Талиб (Ali ibn Abi Talib) в свое время сказал: «Помните, что люди бывают двух видов: это либо ваши братья по вере, либо ваши братья по роду человеческому».