Китайцы интересуются аэропортами, портами и железными дорогами. Русские полны решимости проникнуть на энергетический рынок. Катарцы четко дали понять, что намерены инвестировать средства в недвижимость.
Прошло ровно три года с тех пор, как Греция стала первой страной еврозоны, которой оказали срочную помощь Европейский Союз, Европейский центробанк и Международный валютный фонд. И вот она после длительных проволочек запустила наконец свою программу приватизации, и из-за нее эта задыхающаяся от долгов страна превратилась в поле битвы для тех, кто стремится получить выход на торговый блок ЕС.
«Мы должны подать сигнал о том, что сегодня Греция - совсем другая, - заявил в интервью министр развития страны Костис Хадзидакис (Kostis Hadzidakis). – Мы должны удивлять, но удивлять позитивно. Приватизация станет сигналом о том, что мы - дружественно настроенная по отношению к бизнесу страна».
Премьер-министр Антонис Самарас (Antonis Samaras) подавал в этом месяце аналогичные сигналы в Пекине, призывая Китай принять участие, как он выразился, в истории успеха Афин. Ему на пользу пошла волна необычайно хороших новостей: иностранные кредиторы согласились поддержать экономику страны, выделив ей дополнительно 8,8 миллиарда евро в виде срочной помощи на спасение, агентство Fitch повысило кредитный рейтинг Греции; а проценты по 10-летним облигациям в мае упали до самого низкого уровня с начала долгового кризиса.
Сейчас азиатскому тигру самое время удовлетворить свое желание и превратить Грецию в окно в Европу, вложив инвестиции в инфраструктурные проекты, кроме порта Пирей. Будучи самым крупным пассажирским портом и одним из 10-ти самых больших контейнерных терминалов, Пирей стал операционной базой для китайцев после того, как китайская государственная судоходная компания Cosco заплатила в 2010 году 500 миллионов евро за аренду половины его мощностей.
«Греция стала настоящим перевалочным пунктом для инвестиционных и торговых потоков между Китаем и Европой», - заявил Самарас. Его коалиции с преобладанием консерваторов ставят в заслугу то, что она после прихода в июне прошлого года к власти сумела принести политическую стабильность в эту охваченную кризисом страну. Во время визита Самараса в Китай с китайскими властями было подписано 11 двусторонних соглашений, и они проявили интерес к покупке международного аэропорта Афин.
На прошлой неделе настала очередь Москвы, и в Афины в третий раз за три месяца полетел влиятельный руководитель крупнейшей в России газодобывающей компании «Газпром» Алексей Миллер. Цель его поездки – обсуждение вопроса о покупке греческой газовой корпорации Depa. Газпром, который на 90% обеспечивает греческие потребности в природном газе, поставляемом по газопроводу через Болгарию, в прошлом году сделал предварительную заявку на покупку Depa за 900 миллионов евро, хотя люди осведомленные говорят о том, что сделка будет заключена за меньшую сумму – порядка 750 миллионов.
Будучи единственной в стране газораспределительной компанией, Depa является одним из двух главных драгоценных камней в короне программы приватизации, которая стала одной из самых амбициозных на европейском континенте, хотя и не достигающей пока своих целей. Вторая компания - это государственная монополия азартных игр Opap, третья часть которой была в этом месяце продана греческо-чешским инвесторам.
В ходе конфиденциальных переговоров с Самарасом Миллер ясно дал понять, что Москва не только хочет взять корпорацию Depa под свой контроль, но и не потерпит никакого вмешательства в эту сделку. США и ЕС выступили с возражениями против усиления российского влияния на энергетический сектор в ходе этого все более затруднительного для Греции геополитического балансирования.
В конце недели греческие руководители заявили, что готовы планы продажи оператора газовых сетей компании Desfa, и продана она будет азербайджанской государственной нефтяной компании ГНКАР, которая, как считают многие, пользуется поддержкой американских деловых кругов, стремящихся «сохранить равновесие».
Сроки подачи заявок на покупку Depa, первоначально назначенной на 29 мая, перенесены на начало июня.
Выступая в своем кабинете, выходящем окнами на площадь Синтагма, Хадзидакис заявил, что Греции пришлось пережить нечто большее, чем просто экономический кризис. «Это исторический этап, переломный момент для нашей страны, битва целого поколения, в которой мы приговорены к победе, - сказал он. – Если мы добьемся успеха, продав Opap и Depa, то мы выиграем центральное сражение, и дальше процесс приватизации пойдет легче». Он добавил, что правительство будет работать, исходя из принципа продажи активов по самой высокой цене предложения. «Весь этот процесс будет абсолютно прозрачным», - отметил министр.
На шестом году непрекращающейся рецессии Греция, получившая помощь на спасение в размере 240 миллиардов евро, что является самой крупной суммой помощи в западной истории, испытывает колоссальное давление и вынуждена осуществлять процесс приватизации для сокращения долгового бремени, которое в этом году может достичь 185% ее ВВП. Коалиция Самараса в составе трех партий также объявила о планах постепенной передачи в частные руки самой крупной в стране компании по производству электроэнергии DEH.
Та головокружительная скорость, с которой осуществляется приватизация (районные аэропорты, промышленные предприятия, спортивные сооружения, пляжи, государственные отели и даже термальные бани были недавно переданы в государственный приватизационный фонд Taiped), стала результатом критики со стороны ЕС, который заявил, что процесс распродажи идет болезненно и медленно.
Программа приватизации, от которой к 2019 году планировалось получить 50 миллиардов евро, неоднократно сокращалась, и сейчас правительство намерено собрать к 2016 году 11,1 миллиарда евро, а к 2020-му – 25 миллиардов. На 2013 год поставлена цель получить 2,6 миллиарда евро.
«Приватизация никоим образом не решит финансовые проблемы страны, - заявил профессор Теодор Пелагидис (Theodore Pelagidis), руководящий экономическим анализом в Пирейском университете. – Но есть надежда, что она поможет устранить коррупцию, в которой замешано государство, а также поднять эффективность производства».
По словам Хадзидакиса, приватизация станет лучшим доказательством того, что Афины не только полны решимости повысить доверие инвесторов, но и твердо намерены осуществлять непопулярные реформы.
Ставшая очень болезненной распродажа самых ценных государственных активов, называемых «семейным серебром», давно уже воспринимается как окончательное унижение нации, больше всех на европейской периферии пострадавшей от суровых последствий безжалостных мер строгой экономии.
«Даже те, кто были против приватизации, могут сегодня согласиться с ней», - сказал политик, напрямую столкнувшийся с сопротивлением общества распродаже собственности, поскольку он в 2009 году руководил продажей официального авиаперевозчика страны Olympic Airways. «Они понимают, что приватизация государственных организаций является непременным условием решения проблемы безработицы, - отметил он, вспоминая рекордный уровень безработицы в Греции, составляющий 27%. – Люди видят, что государственный сектор не в состоянии создавать новые рабочие места».
В этих целях, отмечает политик, очень важно, чтобы потенциальным инвесторам был оказан самый радушный прием, без «кошмара волокиты», причиной которой многие называют общеизвестную неконкурентоспособность страны.
«Наша цель, - сказал Хадзидакис, - состоит в превращении Греции в транзитный узел для окружающего нас региона. Вот почему мы также сотрудничаем со Всемирным банком, рассматривая перспективы развития сектора логистики».
Стремление завлечь в страну инвесторов настолько велико, что греческий парламент недавно принял закон, предлагающий не гражданам ЕС пятилетний вид на жительство при условии покупки собственности на сумму более 250000 евро.
Этот шаг многие расценили как подарок китайцам, которые очень хотят иметь возможность беспрепятственно путешествовать по всем 27 странам Евросоюза. Кроме того, катарцы проявили интерес к застройке территории бывшего афинского аэропорта в Эллениконе, вложив 100 миллиардов евро в совместный инвестиционный фонд. Однако в странах-членах ЕС мало кто проявляет желание вкладывать деньги в Грецию.
Несмотря на эйфорию властей, процесс распродажи вызывает мощную критику. Оппоненты приватизации указывают на то, что в период снижения рыночных цен компания Opap, бывшая когда-то самым высокодоходным государственным предприятием, получила всего два предложения на покупку в ней 33-процентной доли.
Победителем в тендере стал фонд Emma Delta, который заплатил за свою долю и за право управления компанией 652 миллиона евро. Это почти на 100 миллионов меньше рыночной стоимости Opap, рассчитанной на основе цены ее акций на день подачи заявки. Тем не менее, по условиям сделки, после выплаты дивидендов общая выручка от продажи увеличится до 712 миллионов евро.
Снижение ценовых предложений спровоцировало политических оппонентов на заявления о том, что они снова выведут людей на улицы. Оппозиция назвала процесс приватизации «скорее изменой, чем распродажей».
«Они пытаются убедить нас, что ситуация меняется, потому что они продолжают свою программу разграбления национального состояния, называя ее программой приватизации, - сказал руководитель стоящей на леворадикальных позициях главной оппозиционной партии СИРИЗА Алексис Ципрас (Alexis Tsipras). – Но они не говорят о том, что эти продажи, смена собственников у прибыльных организаций, не имеют никакого отношения к привлечению инвестиций. Они не обеспечат рост, не создадут рабочие места».
Что продается
Старый международный аэропорт Афин Элленикон, площадь которого составляет 6 с половиной миллионов квадратных метров, что в три раза больше Монако. Это самый большой в Европе проект застройки.
Газовая корпорация
Государственная энергетическая корпорация
Порты Пирей и Салоники
Провинциальные аэропорты
Островные пристани для яхт
Железнодорожная сеть
Компании водоснабжения в Афинах и Салониках
Государственная гостиничная сеть Xenia
Недвижимость для развития туризма
Куски пляжей
Термальные бани