Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Чешский президент стал в мае звездой интернета, когда там появились кадры, показывающие, как он шатается и спотыкается на официальной церемонии в Пражском Граде. Помощники Земана утверждали, что он стал жертвой вируса, а критики в ответ усмехались, заявляя, что президент был пьян. Поступки нового президента говорят о том, что он на самом деле опьянен – опьянен властью.

Чешский президент Милош Земан (Milos Zeman) стал в мае звездой интернета, когда там появились кадры, показывающие, как он шатается и спотыкается на официальной церемонии в Пражском Граде. Помощники Земана утверждали, что он стал жертвой вируса, а критики в ответ усмехались, заявляя, что президент был пьян. Но гораздо тревожнее, пожалуй, другое. Последние поступки нового президента говорят о том, что он на самом деле опьянен – опьянен властью.

У жителей Градчан после бархатной революции появилась привычка - чуть что, обращаться к YouTube. Вацлав Клаус (Vaclav Klaus), занимавший президентское кресло в течение восьми лет, пока в январе на первых в истории Чехии прямых выборах не победил Земан, был возмущен и взбешен, когда мир в 2011 году хихикал над видео, где показано, как он тихо прикарманивает ручку во время государственного визита в Чили. Старый правофланговый «враг» левацкого популиста Земана Клаус продолжает активно участвовать в политической борьбе, наблюдая за тем, как его преемник агрессивно пытается расширить президентские полномочия.

Победа Земана во втором туре над министром иностранных дел Карелом Шварценбергом объясняется в основном народным недовольством теми суровыми мерами жесткой экономии, которые проводило в жизнь правоцентристское коалиционное правительство. Поэтому ни для кого не стало неожиданностью заявление Земана во время избирательной кампании о том, что он намеревается активно заниматься повседневным управлением страной. Набрав достаточное количество голосов, первое, что сказал Земан своей колеблющейся коалиции, это чтобы она собирала вещи.

Читайте также: Чехам стыдно за премьера из-за Pussy Riot


Тогда на этот призыв никто не обратил особого внимания, однако это был предупредительный выстрел. За первые три месяца пребывания на президентском посту новый глава государства провел очень эффективную кампанию по уничтожению основ правительства. Очевидно, что премьер Чехии Петр Нечас (Petr Nečas) беспомощен и никак не может на это ответить. Рассказывая о новом президенте в ходе дискуссии, организованной вебсайтом Zaostreno и библиотекой им. Вацлава Гавела, редактор чешского еженедельника Respekt Ян Махачек (Jan Macháček) заявил: «Некоторым людям кажется, что Земан продвигает нас в сторону полу-президентской системы».




Послы и ученые

В центре дискуссии оказалось давнее и затяжное противостояние между Земаном и Шварценбергом из-за назначения посла в соседней Словакии. Президент заблокировал кандидата министра иностранных дел, а затем начал настаивать на том, чтобы на эту должность назначили супругу его предшественника Ливию Клаусову (Livia Klaus). Министр уперся.

Если это может показаться кому-то мелочным сведением счетов и набором очков сразу после выборов, то он в определенной степени будет прав. Но хотя свидетельств того, что эта свара наносит вред репутации страны за рубежом, очень мало, бывший посол в Москве и министр обороны Чехии Лобош Дубровский (Lobos Dubrovsky) предупреждает, что «в будущем следует ждать более важных посольских назначений» в результате такого рода междоусобицы.

17 мая Земан вышел за пределы солидного и уравновешенного мира международной дипломатии и пошел по душным кабинетам ученого мира, заблокировав назначение нового профессора Карлова университета. Активисты из гей-движения жалуются, что это предрассудок – запрещать назначение историка-гомосексуалиста Мартина Путны (Martin Putna). Однако скорее всего, это стало результатом активной критики, с которой Путна выступает в адрес Земана.

Также по теме: Победа Земана на выборах - возврат в 1990-е

На протяжении всей своей активной деятельности в чешской политике после падения коммунизма Земан доказывал, что он всегда готов использовать свою власть для удушения критиков. То, как он воспользовался чисто протокольным обычаем, в соответствии с которым президент утверждает в должности профессоров, говорит о том, что Земан постарается превзойти даже Клауса, который за два своих срока в Пражском Граде неоднократно и весьма произвольно использовал президентское право вето, ставя препоны на пути государственной политики, особенно что касается дел в ЕС.

Флаг Чехии


Земан - активный еврофил, но во многих отношениях он очень похож на своего давнего спарринг-партнера. На самом деле, его стремление к мелочной опеке над правительством страны, и даже над научным сообществом - это лишь продолжение гримас и кривляний Клауса.

Эта пара танцует свое танго вот уже 20 с лишним  лет. Идеологические разногласия между пьющим левым политиком и неолиберальным сторонником свободного рынка кажутся ни при чем, когда дело доходит до важных вопросов управления страной. Когда Земан в конце 90-х сидел в премьерском кресле как руководитель Чешской социал-демократической партии и возглавлял так называемый «кабинет Яна Бехера» (производитель знаменитой чешской «Бехеровки»), эта пара сформулировала многократно охаянное «оппозиционное соглашение», в соответствии с которым консервативная Гражданская демократическая партия Клауса получала доступ к государственной политике, а взамен поддерживала администрацию меньшинства Земана.

Когда Клауса в конце его президентского срока начали сталкивать на обочину, он на выборах 2012 года снова оперся  на плечо своего старого противника, хотя идеология свободного рынка земановского соперника Шварценберга была намного ближе к его взглядам. Жена Клауса также сделала несколько выпадов в сторону министра иностранных дел, в частности, отметив то обстоятельство, что супруга Шварценберга австрийка, почти не говорящая по-чешски. Очевидно, наградой Клаусовой за такую критику стало признание того, что чешские интересы в Братиславе никак не обойдутся без ее чуткого руководства.

Читайте также: Экономическую стагнацию следует искать не в России, а в Венгрии и Чехии

Двойной акт


Стремление  Земана усилить полномочия президента кажется не более чем попыткой продлить и расширить контроль партнеров по политическому танго над рычагами власти в Чешской Республике. Их успех в этом деле зиждется не только на «мандате» Земана как первого президента, избранного напрямую, но и на изначальной нестабильности чешской политики. С тех пор как Клаус и Земан в 2002 году «ушли» с переднего края парламентской политики, правительства страны одно за другим постоянно балансируют на грани краха.

Оба этих кажущихся вечными гроссмейстера политической сцены отказываются отойти в сторону и просто пересаживаются из премьерского кресла в президентское. Оттуда они настаивают на реализации собственных идей и взглядов, невзирая на последствия. Тот факт, что Земан умудрился столь быстро породить общенациональный скандал, свидетельствует об исключительной слабости нынешней коалиции во главе с Гражданской демократической партией. «Спор из-за назначения посла это мастер-класс в исполнении Земана, - утверждает Иржи Чаславка (Jiri Caslavka) из аналитического центра Glopolis. – Он призван посеять конфликт в Гражданской демократической партии, где у Клаусовой много сторонников. Премьер в связи с этим оказывается в шатком положении, и скорее всего, это приведет лишь к конфликту между Нечасом и Шварценбергом.

"Участники акции "Захвати Прагу" выступили за "любовь, стабильность и хлеб с маслом"


Поскольку министр иностранных дел является одним из основателей TOP09 – младшего и последнего партнера в коалиции во главе с Гражданской демократической партией, это говорит о том, что его конечная цель – свалить правительство, которое последние два года едва держится на ногах.

Таким образом,  обозреватели остаются с фотографиями Земана и Клауса, которые сидят в ложе подобно чешской версии Статлера и Уолдорфа из «Маппет-шоу» и управляют кампанией, обеспечивающей им лучшие места. «Такого не случилось бы, не будь у нас разваливающегося правительства», - заявляет бывший министр иностранных дел Кирилл Свобода (Cyril Svoboda).

Также по теме: Выборы в Чехии или Идеал президента

Многие считают, что именно Клаус стоял за длительной и в конечном итоге безуспешной прошлогодней кампанией заднескамеечников по смещению Нечаса с поста руководителя Гражданской демократической партии, а следовательно, и с должности премьера. Расположившись в Пражском Граде, Земан может попытаться сделать то же самое с руководством оппозиционной Чешской социал-демократической партии, с которым он поссорился несколько лет тому назад. Сделать это будет легче, если партия окажется в правительстве – а такой исход практически гарантирован после следующих выборов.

Это знакомая всем гнетущая картина мелкой грызни и сомнительных сделок, которая преследует чешскую политику с момента падения коммунизма. С одной стороны, история предостерегает, что политическая культура страны пока еще недостаточно развита, чтобы быть в состоянии отложить в сторону такие своекорыстные интересы и заткнуть дыры в системе, кое-как слепленной после революции. С другой стороны, особых мотивов для осуществления таких усилий тоже нет. Никто не обращает внимания на эти махинации, если не считать местную прессу. Инвесторы точно не обращают. Многочисленные прошлогодние передряги, связанные с крахом правительства, привели к тому, что доходы по облигациям тихо опустились до рекордно низкого уровня.

Между тем, молодым политикам еще предстоит пробить себе дорогу через это двоевластие, чтобы всерьез заявить о себе. Опять же, с учетом тех «бонусов», которые получает политический класс при гегемонии этой пары, зачем нужны перемены?